Posted 10 февраля 2009,, 21:00

Published 10 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Русские сенсации

Русские сенсации

10 февраля 2009, 21:00
Берлинский кинофестиваль – один из крупнейших киносмотров планеты – вчера перешагнул свой экватор. Единственный российский фильм на Берлинале, включенный в спецпрограмму «Панорама», произвел эффект разорвавшейся бомбы. Особенно на фоне гладкого, политкорректного евросоюзного кино, из которого почти сплошь состоит конк

На экране Берлинского кинофестиваля отпечаталась свастика. Не из прошлого. Из настоящего, сегодняшнего, мутного и страшного. Фильм Павла Бардина «Россия-88» о русских неонацистах, основанный на реальных событиях, заставил содрогнуться и немцев, и русских, и американцев, и французов – всех, кто после сеанса засыпал автора фильма вопросами: почему, как, откуда? «Обыкновенный фашизм» тем и страшен, что это не дьявольское изобретение, а цепкая, липкая, живучая идеология, которая легко проникает в «обыкновенные головы», когда почва для этого хорошо подготовлена.

Эксперты, однако, вынуждены обращать больше внимания на программу основного конкурса, который в этом году откровенно скучноват (по крайней мере его первая половина – кто знает, может быть, вторая предложит иные сюрпризы). Фильмы, представленные на Берлинале, позволяют сделать несколько обобщений. Язык – по большей части английский. Стиль – голливудский. Актеры – международные, в основном англо-американские звезды. Профессия героя (героини) – юрист (полицейский, детектив). Жанр – триллер (криминальная драма, полицейское/судебное расследование). Место действия – Нью-Йорк. Сильный пол – женский. Даже по этому списку (за исключением, может быть, последнего пункта) видно, что конкурсный экран Берлинале не претендует на оригинальные и самобытные творения.

Кое-как можно смириться с тем, что немец Том Тыквер, снявший один из самых оригинальных фильмов прошлого десятилетия «Беги, Лола, беги», сдался на милость Голливуда, сделав унылый, сплошь на штампах, политический триллер с говорящим названием «Интернациональный». С англо-американскими актерами Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс, которые хмурятся и находятся в состоянии «озабоченности» от первого до последнего кадра. Как же: речь идет о деле серьезном – о финансовой атаке неких группировок на крупный банк. Вещь в условиях мирового финансового кризиса весьма актуальная. Проблема интернациональная. Всех касается. Многомиллионный бюджет налицо. Съемки с вертолета (нужно или нет – не важно), вся операторская техника в действии, панорамы мегаполиса днем, панорамы мегаполиса ночью, переброски действия из Берлина в Стамбул, из Стамбула в Милан... Но основное место действия – Нью-Йорк.

Еще один известный немецкий режиссер, Ханс-Кристиан Шмид, снял на английском языке большое политкорректное кино «Шторм» – о процессе в Гааге против военного преступника, командира югославской армии. Жанр – судебное расследование. Международная звезда – Керри Фокс. Профессия героини – прокурор.

Придется смириться с тем, что и славный швед Лукас Мудиссон снял фильм «Мамонт» на английском языке про жителей Нью-Йорка. Но смириться с тем, что «глобализировался» Бертран Тавернье, сложно (француз ведь, да еще с таким славным кинокритическим прошлым, а, кроме того, продолжатель дела режиссеров «новой волны»). Неужели некому, кроме него, в Голливуде снять Томми Ли Джонса в роли полицейского в криминальной драме?

Как уже упоминалось, десижн-мейкеры (те, кто принимает решение) в фильмах в основном женщины. Они не только решения принимают, но и проводят их в жизнь. Они упорнее, надежнее и активнее, чем мужчины. Иногда мужеподобные – как Трине Дирхольм в датском «Маленьком солдате» Аннете Олесен (о женщине-шофере, служившей в армии во время ближневосточной войны). Иногда женственные (даже плачущие) – как прокурор Керри Фокс в «Шторме», но все равно сильные.

Исключение пока только одно – иранская картина «По поводу Элли» (режиссер Асхар Фархади). Элли очень некстати утонула, испортив всем уикенд у моря. Женщины колготятся в своей кучке, слабые и беззащитные, мужчины машут руками в своей (делают вид, что сильные), где-то под ногами крутятся «никакие» дети. Женщин в платках невозможно отличить друг от друга, разве что одну, у которой в течение дня от горя становится все больше седых прядей. Платки с них не сваливаются даже в океане, куда они все ныряют в поисках пропавших. А мужчины, хоть и не в платках – все равно на одно лицо. Фильм на редкость суетливый и бестолковый. Впрочем, в рейтинге критиков он на первом месте.

В фильме любимца российских синефилов Франсуа Озона «Рики» принимает решение опять же женщина. Фильм хоть и снят на французском, но все же по рассказу английской писательницы Роуз Тремейн, действие которого происходит все в том же старом добром Нью-Йорке.

В целом же первый крупный европейский кинофестиваль эпохи мирового кризиса идет своим чередом. Приметы кризиса, видимо, будут более очевидными, когда кинорынок подведет итоги. Естественно, что участники рынка жалуются на снижение количества продаж. Перед лицом кризиса продюсеры всех стран решают объединяться, укрепляя рынок копродукций. Правильно, конечно, правда, художественные результаты этого объединения, когда в результате слияния десяти–двенадцати компаний из разных стран национальная принадлежность, а также лицо автора-режиссера становятся расплывчатыми, сомнительны. Наконец, приметы кризиса отразились на качестве приемов, на которых теперь много наливают и мало кормят.

ЛЕОНАРДО ДИКАПРИО ПОЛУЧИЛ НАГРАДУ ИЗ РУК МИХАИЛА ГОРБАЧЕВА

В понедельник на Берлинале экс-президент СССР Михаил Горбачев вручил голливудскому актеру Леонардо ДиКаприо награду Green Film Award, которая присуждается кинематографистам за фильмы, призывающие к защите окружающей среды. ДиКаприо отмечен этой наградой, поскольку на кинофестивале он представил свою «экологическую» документальную ленту «Одиннадцатый час». Кроме того, десять лет назад актер создал экологический фонд, который занимается защитой окружающей среды и ведет в Калифорнии борьбу против уничтожения редких растений. В понедельник на торжественном приеме в рамках программы «Кино за мир» в Берлине раздали еще целый ряд «досрочных» наград. В частности, был отмечен фильм «Операция Валькирия» с Томом Крузом, сыгравшим графа, который неудачно покушался на Гитлера. В память о 20-летии с момента падения Берлинской стены состоялось выступление легендарной группы Scorpions.
Виктор БОРЗЕНКО

"