Posted 10 февраля 2009,, 21:00

Published 10 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:39

Updated 8 марта, 07:39

От корки до корки

От корки до корки

10 февраля 2009, 21:00
В январе стоимость книг в российских магазинах поднялась в среднем на 10%. Объем продаж стремительно пошел вниз, поскольку многие покупатели в условиях финансового кризиса стали экономить на чтении. Владельцы книжных магазинов жалуются, что с 1 января возросли расходы на аренду, электричество и коммунальные услуги, изд

Директора магазинов говорят о том, что к началу февраля на полках стал накапливаться нереализованный товар, а в кассе образовался дефицит денег. Коммерческий директор Московского дома книги Наталья Юмашева сказала «Новым Известиям», что число проданных книг уменьшается, а, кроме того, уменьшилась сумма среднего чека. Тенденция сохранится и дальше, поскольку «оптовая стоимость книг, начиная с нового года, поднялась на 10%». Не легче выглядит ситуация в петербургской книжной сети «Буквоед». «В эти дни у нас значительно сократились продажи в сегменте деловой литературы, которая всегда дорого стоила, – посетовал корреспонденту «НИ» начальник отдела закупок Сергей Денисов. – Люди явно стали экономить. В остальных книжных жанрах также наблюдается перераспределение спроса: дорогим книгам читатели ищут дешевую замену. А книжный магазин, как вы понимаете, от такой читательской экономии теряет в доходах».

Особенно драматичной эта ситуация кажется на фоне благополучных 2000–2008 годов. На прошлой неделе специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) опубликовали исследование, согласно которому в 2009 году в России закроется 30–45% книжных магазинов и торговых палаток. «В 2009 году целый ряд книготорговых предприятий обанкротится, а рынок литературы значительно сократится», – пояснил «НИ» директор ИГСО Борис Кагарлицкий. При этом положение книготорговых компаний не станет лучше даже в том случае, если аренда для магазинов снизится на 30%. Наибольшие же потери понесут те, кто займет консервативную позицию, то есть будут просто «ждать у моря погоды».

«В период дефолта 1998 года многие магазины оказались на грани банкротства, – говорит в интервью «НИ» специалист отдела маркетинга магазина «Москва» Мария Ненахова. – Но тогда издатели и книготорговцы достаточно быстро объединились и перестали компенсировать убытки за счет партнеров, что и помогло им выжить. Как будет в этот раз, сказать трудно. Но все-таки я надеюсь, что книжная отрасль не окажется в плохом положении: книги ведь дешевле, чем боулинг или поездка на курорт».

«Книгоиздатели пытаются компенсировать свои расходы на подорожавшую бумагу, краску, электроэнергию и так далее, – объясняет возросшие аппетиты оптовиков Сергей Денисов. – Из-за этого ассортимент книг в ближайшие месяцы заметно сократится, а потребитель будет видеть в магазинах только наиболее перспективные с точки зрения продаж проекты».

Как прогнозируют специалисты ИГСО, целое поколение писателей может оказаться не у дел. В значительной мере упадет интерес к легкой, гламурной литературе, поскольку слишком сильно изменятся социальные условия. «Спрос на беллетристику снизится, – прогнозирует социолог Анна Очкина. – Станет ли публика чаще читать серьезную литературу? Я убеждена, что станет, поскольку классика и публицистические произведения по природе своей становятся актуальными именно в неблагополучные времена. Например, я выяснила, что уже сейчас хорошим спросом в магазинах пользуются произведения Трифонова и других шестидесятников, о которых еще полгода назад никто не вспоминал. Мало того, возрастет внимание к радикальным философским и политическим произведениям».

Пока поставленные на грань выживания продавцы книг пытаются выжить, посредники между ними – крупнейшие российские издательства сохраняют олимпийское спокойствие и участвовать в процессе кардинального передела рынка не готовы. «Не нагнетайте ситуацию, – просит Олег Савич, управляющий издательствами Издательской группы АСТ. – Не знаю, как другие, но мы не планируем сокращать выпуск книг. Авторы продолжают писать, мы продолжаем издавать. И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного писателя – мы его выпустим и будем продвигать на рынке. Я очень сомневаюсь, что книжные магазины опустеют, поскольку в трудные времена люди обращаются к вечным ценностям, к числу которых относится чтение».

«Вкус публики не изменится, – вторит ему главный редактор издательства «Амфора» Вадим Назаров. – Нельзя говорить о том, что, столкнувшись с серьезными проблемами, читатели перейдут на более серьезное чтение. Читатели массовой литературы просто откажутся от покупки книг на время кризиса. В период дефолта 1998 года повышенным спросом пользовалась фантастика и сентиментальный роман. Тогда люди искали и находили в книгах лекарство от жестокой реальности. И я думаю, что на этот раз будет точно так же».

Мария Ишкова, директор по общественным отношениям издательства «Эксмо», тоже уверена, что «резкого передела интересов на книжном рынке не произойдет». «Часть людей кинется в массовую литературу, но кто-то будет использовать нечаянно образовавшееся свободное время для того, чтобы нарастить свой интеллектуальный и профессиональный потенциал и, следовательно, обратится к литературе классической и профессиональной, – считает представитель издателя. – При этом спрос будет смещаться с дорого выполненных книг на дешевые. Поэтому уже через полгода в магазинах станет куда больше «карманных» изданий и меньше дорогих».

Пока книжные магазины бьют тревогу, а издательства пытаются сделать хорошую мину в сложной экономической ситуации, эксперты (в частности, сотрудники института, возглавляемого Борисом Кагарлицким) проанализировали, как развивалось искусство в годы прежних социальных и экономических кризисов, и обнаружили массу интересных закономерностей. Например, когда мировая экономика в 1968–1973 годах переживала системный кризис, в музыке появились новые радикальные субкультуры, возник панк-рок, стал активно развиваться гитарный рок. В те же годы произошли изменения и в кинематографе. В фильмах 1970-х годов происходит переход от развлекательной и мелодраматичной тематики к глубоким социальным сюжетам. Эти сюжеты подчеркивали остроту общественных противоречий. Аналогичные процессы происходили и в литературе. Системные экономические кризисы 1978 и 1982 годов привели к появлению киберпанка. Кроме того, наступила новая волна фэнтези.

Как бы то ни было, кризис – уже в который раз за последние десятилетия! – покажет, к какому слову мы тянемся в трудные времена. И тянемся ли вообще.

Изменятся ли вкусы читателей в связи с кризисом?

Татьяна ПОЛЯКОВА, писатель:
– Не очень верится, что вдруг, в связи с кризисом, человек примется читать классику. Из опыта знаю, что бум именно развлекательной литературы приходится на не очень веселые времена. Достаточно сказать, что как раз на лихие девяностые пришелся бум детективной литературы у нас в стране. Мне кажется, что, несмотря на кризис, люди будут следовать своим пристрастиям. И естественно, если будет возможность что-то купить – будут покупать то, что им нравится. Искренне интересоваться искусством можно тогда, когда ты поел хотя бы раз в день. Поэтому, если людям придется экономить на всем – значит, и на литературе тоже придется. Но для тех, кто привык читать, проще остаться без хлеба, чем без книжки.
Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:
– До сих пор ни один прогноз маркетологов не был оправдан, поэтому нет оснований полагать, что оправдается и этот. По-моему, это вообще чушь собачья, я просто не знаю, на чем они основываются. Естественно, книжные продажи будут падать, но ассортимента падений сегодня никто не предскажет. Что касается меня, если говорить о том, как на мне отзывается кризис, то любой ответ будет ложью, потому что требуется внимательное исследование рынка.

"