Posted 10 февраля 2008,, 21:00

Published 10 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

Домашние радости

10 февраля 2008, 21:00
Премьеру спектакля «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?..» занятые в нем молодые артисты решили приурочить к юбилею Игоря Кваши, режиссера-постановщика поэтического вечера. В «Современнике» решили возродить жанр поэтических спектаклей и объединили в один вечер 32 стихотворения о любви поэтов ХХ века.

Жанр постановки «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?..» обозначен как «75 минут любви, поэзии и музыки». История спектакля началась с разовой акции – с поэтического вечера, подготовленного молодыми артистами театра и музыкальным квартетом под управлением Алексея Чернакова. Но в сегодняшнем театральном хозяйстве стараются всякую веревочку употребить в хозяйство, так что возник проект репертуарного спектакля. Руководителем попросили стать Игоря Квашу, а премьеру артисты посвятили юбилею постановщика.

Каждый помнит семейные торжества, на которых дети, один за другим встав на стул – девочки с белыми бантиками, мальчики в парадных рубашках, – декламировали стишки или басни к умилению и восторгу домашних («Надо же, сколько стихов выучили!») и терпеливой скуке посторонних. Артисты «Современника» на стул не встают (хотя белые банты-фонарики имеются), но пап-мам в зале хватает. А «домашняя» небрежность здесь ощутима и в отборе стихов, и в организации вечера, и манере чтения.

Когда-то были в моде поэтические сборники по темам: «О музыке», «О природе», в которых с бору по сосенке – с поэта по произведению – собирали стихотворную солянку. В спектакле «Современника» собраны тридцать два стихотворения о любви поэтов XX века. Собраны небрежно: после гениального «Пророчества» и «Прачечного моста» Бродского идет неведомая Елена Исаева, Волошина сменяет Агния Барто, а Владимир Маяковский расположился между Тэффи и Вероникой Тушновой. А весь набор разнообразной любовной лирики заканчивается дидактическим призывом Николая Глазкова: «Любите друг друга», прочитанным бойкой речевкой всеми участниками действа.

Тщательное выпевание гласных и артикулирование согласных («Карл у Клары украл кораллы») напоминает об экзаменах по сценической речи. Впрочем, это не мешает исполнителям делать ляпы самые смешные. Скажем, произнесение «ч» вместо «щ» приводит к тому, что в отрывке из «Облака в штанах» Маяковского «слова, как голые проститутки, прыгают из горяЧего дома». Боюсь, что полноценную экзаменационную пятерку вряд ли получил хотя бы один из участников.

Ритм стиха, перекличка слов внутри фразы, мелодия, которая ведет свой подспудный и самый важный сюжет любого стихотворения, почти ни в одном стихотворении не были услышаны. Из стихов вытаскивался сюжет и – в лучшем случае – состояние «лица от автора». И чем лучше поэт, чем тоньше и точнее его звукопись, тем ощутимее бедность актерского раскрашивание фраз, которые нуждаются не в раскрашивании, а в понимании.

Чтецкая трактовка начинает «фонить» и сбивать тон стиха. Впрочем, «фонили» голоса исполнителей и вполне буквально. На каждом из актеров нацеплен микрофон, поскольку, как выясняется, голоса не хватает даже на малый зал. Блаженные времена, когда слабый голос делал актера профнепригодным, прошли. Но в данном случае – поэтический вечер в малом зале – микрофоны кажутся уж совсем признаком инвалидности.

Финальный призыв «Любите друг друга» – радует. Приятно видеть, что молодые актеры «Современника» заслуженно любят Игоря Квашу, а он авансом любит молодых. Всех их любит руководство (как сообщено в аннотации). Осталось только немного полюбить профессию, немного полюбить поэзию. Возможно, тогда и профессия, и поэзия ответят встречными теплыми чувствами. И тогда поэтические спектакли из домашних радостей вполне могут стать радостями культурными. А подарки к юбилею будет не совестно включать в афишу в качестве репертуарных постановок.

"