Posted 10 января 2013,, 20:00

Published 10 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Хлеба или зрелищ

Хлеба или зрелищ

10 января 2013, 20:00
После критики в адрес непатриотичного Депардье, получившего налоговое убежище в России, французские СМИ переключились и на других звезд. Их пока не обвиняют в отсутствии патриотизма, зато попрекают элементарной жадностью, которая идет во вред французскому кино.

Франция по праву считается кинематографической державой. Режиссеры этой страны каждый год снимают свыше 200 фильмов. Для сравнения: в Голливуде «штампуют» 600 картин, в Индии – около тысячи, а в Великобритании – немногим более 100.

Парадокс – два последних года были одновременно и очень успешными, и очень неудачными для французского кинематографа. Среди несомненных удач стоит назвать такие фильмы, как «Артист» и «Неприкасаемые», которые, кстати, побили все рекорды во Франции по кассовым сборам.

Кстати, 2011 год стал самым прибыльным для кинематографа страны по кассовым сборам. В прошлом, 2012 году они хотя и снизились на 6%, но все равно остались очень высокими.

С другой стороны, даже самые лучшие французские картины приносят убытки. Достаточно сказать, что девять из десяти наиболее кассовых фильмов прошлого года оказались убыточными.

Этот парадокс наглядно объясняет очередной фильм из приключений выдуманных галлов – «Астерикс и Обеликс в Британии», в котором снялись практически все французские знаменитости, начиная от Жерара Депардье и Катрин Денёв и кончая очень известными во Франции и малоизвестными за ее пределами Дэни Буном и Эдуардом Баэром. Фильм сделал очень неплохие кассовые сборы – на данный момент проданы 3,7 млн. билетов, что делает его третьим по кассовым сборам французским фильмом 2012 года. Но смета на производство картины составила огромные для Франции 51 млн. евро. Это значит, что фильм изначально обречен на финансовое фиаско.

Во многом в такой ситуации виноваты главные французские звезды, ловко пользующиеся странностями родного кинематографа, который субсидируется государством. Они получают огромные по европейским меркам гонорары, при этом картины, в которых они снимаются, зачастую становятся убыточными.

Начало критике «заевшихся» звезд положила статья одного из наиболее успешных французских кинопродюсеров Венсана Мараваля, директора продюсерской компании Wild Bunch, в авторитетном издании Le Monde и его интервью журналу GQ. Между прочим, свою скандальную статью он написал частично для того, чтобы защитить Жерара Депардье, которого правительство раскритиковало в пух и прах за бегство от высоких налогов сначала в Бельгию, а затем и в Россию.

«На самом деле, – утверждает Венсан Мараваль, – скандал повсюду. Французские актеры богаты благодаря деньгам налогоплательщиков. Не поддается разумному объяснению ситуация, когда хорошо известный французский актер может заработать за роль во французском фильме 2 млн. евро, а за картину в Голливуде – только 200 тыс. евро».

Следует иметь в виду, что речь идет о звездах первой величины, таких, как, например, Одри Тоту, Жан Рено, Марион Котийяр, Венсан Кассель и другие. В качестве наиболее наглядного примера Мараваль привел Венсана Касселя, который получил за роль в «Черном лебеде» 226 тыс. долларов, а во французской картине «Враг государства №1» – 1,5 млн. евро. В прокате, кстати, этот фильм собрал лишь 22,6 млн. евро.

После появления статьи Мараваля разгорелся громкий скандал. Многие сначала обвинили автора в том, что он попытался отвлечь внимание от Депардье, который якобы согласился сыграть в его фильме роль Доминика Стросс-Кана за маленький гонорар.

Однако у Мараваля нашлось и немало сторонников, особенно среди профессионалов: режиссеров, критиков и таких же продюсеров, как он сам, которые возражают против системы поддержки кинематографа.

Наибольшая часть этой поддержки – до 60% – приходится на телекомпании, которых закон обязывает вкладывать деньги в художественные фильмы. За эту «услугу» через 10 месяцев после премьеры на большом экране им разрешают показывать проспонсированные фильмы на своих каналах.

Телекомпании, которые ведут войну не на жизнь, а на смерть с Интернетом, сейчас спонсируют только «коммерческие» фильмы, в которых снимаются звезды и которые теоретически должны обеспечивать большую аудиторию. В результате французское телевидение создало уродливую «звездную систему», напоминающую Голливуд 30-х годов прошлого столетия.

Во Франции около тридцати «кассовых» звезд. Большинство почти неизвестно за границами страны. Тем не менее они понимают, что считаются кассовыми актерами, и поэтому требуют огромные гонорары. В результате сметы французских фильмов оказываются такими высокими, что даже те картины, что делают приличные кассовые сборы, не в состоянии принести прибыль.

За последние 20 лет гонорары актеров выросли вдвое и составляют сейчас 35–40% от всей сметы кинофильма. Завышенные запросы французских звезд объясняют и странный на первый взгляд факт – смета среднего французского фильма составляет 5,4 млн. евро. По этому показателю французское кино уступает только Голливуду.

В результате такого положения дел одним из самых высокооплачиваемых актеров планеты считается комик Дэни Бун, тоже широко известный только во Франции. В прошлом году он получил 3,5 млн. евро за романтическую комедию «Замуж за два дня». Фильм оказался полным провалом и не собрал в прокате денег даже на покрытие гонорара главной звезды.

Теперь понятно, почему четвертый фильм из цикла приключений Астерикса стал такими дорогим – благодаря целой армии «кассовых» французских звезд.

"