Posted 10 января 2013, 20:00
Published 10 января 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:13
Updated 8 марта, 05:13
– Татьяна, судя по всему, у вас наметился большой роман с театром?
– Да, впервые в жизни играю на сцене главную роль в спектакле «Вальс одиноких», идущем в театре «Школа современной пьесы».
– Премьера в театре – всегда долгожданное событие. Как прошли первые спектакли, какова реакция публики?
– Пока все только начинается, ждем, когда появятся отзывы. Тем, кто был на премьере, очень понравилось. Самое важное: замечательный материал, пьеса о человеческих отношениях, о любви и написана для взрослых людей, что большая редкость в современной драматургии…
– Что значит – для взрослых?
– То есть герои – не семнадцати-двадцатилетние, а взрослые люди с опытом, со своими взглядами на жизнь и интересами. Главная тема – одиночество. Я знаю и пятидесятилетних, и тридцатилетних – красивых, умных, сделавших хорошую карьеру, но при этом страшно одиноких, что удручает.
– Одиночество в любом возрасте не радует.
– У каждого поколения свои проблемы. Вот смотрите: девушки из хороших семей получают приличное образование, становятся на ноги, и однажды наступает момент, когда в их жизни все есть. Все, кроме семьи. Все парни, их ровесники или чуть старше, уже женаты, и не по одному разу, а эти умницы-красавицы остаются в одиночестве. В пьесе героям по пятьдесят лет, но это не принципиально. Пьеса о том, что волнует многих…
– Что ж, тема актуальная…
– Время сейчас непростое: мужчины боятся женщин, женщины – мужчин, сплошное недоверие. Чем выше социальный уровень, тем больше кажется, что есть другая подоплека, помимо простого влечения. Первая любовь обычно бывает в раннем детстве, потом в юности, когда влюбляются в сам объект, не думая ни о социальном положении, ни о национальности и прочем. А теперь смотрите: в природе все самки, как правило, серенькие, а самцы – красавцы, ходят перед самочками, стараются чем-то выделиться или силой побороть соперника. Нас жизнь тоже заставляет выбирать, и не по физической силе, не по внешности, а по каким-то иным параметрам: у кого – талант, у кого – мудрость, у кого – деньги. И каждый думает: «А проживу ли я с этим человеком всю жизнь, а будет ли у нас счастье, а сможем ли мы вырастить детей?» Каждый начинает все это в голове просчитывать. И каждый подозревает другого в расчете, боится, а душе ведь хочется еще и чувства. Пьеса – об этом и еще о том, что часто люди стремятся найти свою половинку где-то в Африке, Америке, на Северном полюсе, а на самом деле она рядом, просто на нее не обращают внимания. В пьесе с моей героиней происходит именно так: рядом с ней тридцать лет находится человек – ее судьба, а она всю жизнь ищет другого.
– Вы окончили ГИТИС, оказались в Театре имени Маяковского, но роман с театром тогда не состоялся. Сегодня вы могли бы представить себя актрисой репертуарного театра?
– Моя жизнь уже настолько по-другому сложилась, что это практически невозможно. До «Вальса одиноких» я играла три небольшие роли в спектаклях театра «Школа современной пьесы». Это было несложно, интересно, и я получала удовольствие. Когда же стала репетировать главную роль, когда каждый день нужно выстраивать образ, когда репетиции длятся по нескольку часов, когда тебе в одиннадцать утра нужно почему-то включаться сразу во второй акт, а во втором акте – такой высокий градус! Это реально тяжелая работа, я, честно говоря, даже не представляла этого раньше. И на телевидении, и в кино, в котором я снималась в юности, не было никаких репетиций. Тебе ставили задачу, и ты ее должен был выполнять. На телевидении для меня было нормой, когда можно быть расслабленной, а потом за пять минут собраться, выучить страницу текста, выдать его в прямом эфире на любом градусе, который в тот момент был необходим, и через пять минут уже все забыть. Дублей на ТВ практически не бывает, особенно сейчас, а я тогда работала сразу на результат…
– Театральная школа помогла работе на телевидении?
– Из театральной школы очень пригодилось умение общаться со зрителем: ты смотришь в глазок камеры, а нужно представлять себе аудиторию. Сейчас и не смотрят даже в глазок камеры, а поверх – просто текст читают, во многих программах есть бегущая строка. И видно, что текст у ведущего не рождается сиюминутно. А меня в театральном институте учили, что текст на сцене должен рождаться, пусть он месяцами репетировался, но жизнь происходит сейчас. Тот, кто это понимает, тот импровизирует, получая в ответ зрительскую любовь, симпатию. Зрители порой не могут даже объяснить себе, почему одних ведущих любят, а других – нет. А это просто: один живет в том, что произносит, а другой механически зачитывает. Знаете, быть известным и быть любимым – большая разница.
– Преподавать не пробовали?
– Мне предлагали и ГИТИС, и Школу телевидения, но я пока не готова стать учительницей.
– Татьяна, вы столько лет отдали телевидению, последние годы работали на канале «Домашний». А что у вас сегодня с ТВ?
– На «Домашнем» все поменялось, так что моих проектов там пока нет. Как минимум два-три раза в день мне с телевидения звонят. И при желании можно бесконечно участвовать в различных ток-шоу. Я снимаюсь сейчас в одной программе, которую делает «Ретро-FM» совместно с Первым каналом. Иногда снимаюсь в программе «Театр+ТВ», которую ведут Михаил Швыдкой и Катя Уфимцева. Полно готовилось новогодних программ, так что присутствовать на экране – не проблема, но поверьте, мне сейчас некогда всем этим заниматься: меня полностью поглотила работа над спектаклем.
– А как вы попали в театр «Школа современной пьесы»?
– Мы с Иосифом Райхельгаузом (создателем и худруком театра. – «НИ») знакомы много лет. По традиции в театре отмечали Татьянин день, студенты Иосифа Леонидовича устраивали капустник. Было такое веселое мероприятие, на которое меня пригласили как именинницу, а потом Иосиф сказал: «Хватит дурака валять, пора бы тебе что-нибудь поиграть…» Я отнекивалась сначала: ведь на театральную сцену я после института не выходила ни разу, хотя сцена (это могла быть даже сцена Дворца съездов) – дом родной. Но как для ведущей, там своя специфика, требуется много определенных качеств, которые есть не у каждого актера. Я бываю на многих мероприятиях и иногда вижу в качестве ведущих разных актеров – порой это бывает поистине жалким зрелищем: можно ведь быть хорошим актером и плохим ведущим. Агентства, устраивающие мероприятия, часто не хотят приглашать профессиональных ведущих…
– Особенно если учесть, что стоят они немало…
– У рейтинговых ведущих гонорары действительно большие, а тут можно и сэкономить. Сейчас вообще такая забавная тенденция: стали приглашать гастарбайтеров, то есть актеров из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана…
– Помимо сцены занимаетесь ли чем-нибудь? Знаю, что у вас есть компания по выпуску соусов...
– Официально я считаюсь одним из директоров этой компании. Кроме меня в руководство входит мой бывший муж и еще один компаньон, который постоянно находится в Болгарии, где следит за производством. Все давно происходит по накатанной и не требует от меня таких больших усилий, как двенадцать лет назад. Тогда я занималась разработкой дизайна, вкуса, даже названий. Например, «Чертовка №13» – мое изобретение.
– Вы продолжительное время жили в Англии, потом во Франции, но все-таки вернулись, а многие сегодня мечтают уехать…
– Об этом мечтают люди, которые ничего в своей жизни не видели и не знают, это мечта на пустом месте. Хорошо жить в своей стране. Другое дело, что хочется, чтобы в этой стране все было хорошо, по-людски. Человек хочет уехать от безысходности, от того, что не может на родине найти применение своим знаниям, своим талантам. А так просто: «Ах, я хочу жить в Америке…» Я видела огромное число людей, которые живут в Америке никак, и они хорохорятся, делают вид. Но я знаю, что такое «хорошо». И что такое «плохо» – тоже знаю. На самом деле там мало кому удается чего-то достичь. Может быть, людям науки и некоторых видов искусства.
– Но люди стремятся сейчас купить квартиру или дом за границей…
– Вы сейчас говорите об обеспеченных людях, но это совершенно другое дело. Это – жизнь на пенсии. У меня тоже есть недвижимость за границей. Должен ведь быть стимул жить за границей, иначе ты превратишься в овощ. Нужно иметь возможность путешествовать по миру, а смысл – просто сидеть в своем огороде, неважно, где он находится – в Испании, Португалии или во Франции? Это тоска смертная. Для местных людей вы никогда не будете другом, только приятелем. Может, с вами и сходят в ресторан, и вы пригласите их в гости, но никогда не будете дружить так, как мы себе представляем. Это другой менталитет. Найти иностранца-друга, с которым ты можешь обсудить все самое сокровенное, очень непросто, поверьте мне, я жила за границей подолгу, и у меня много знакомых, даже наших, живущих там по тридцать лет, но назвать их можно лишь приятелями. Там интересно жить только в том случае, если ты нашел себе применение и чем-то занят. А так – лучше приезжать в гости. У меня много знакомых с недвижимостью на юге Франции, но никто там постоянно не живет, в крайнем случае летом с детьми.
– Некоторые просто вкладывают деньги в недвижимость…
– Кстати, невероятная вещь: купить квартиру в Ницце можно в два раза дешевле, чем в Сочи! Лазурный берег Франции – интернациональная зона, поэтому, зная хоть как-то английский язык, ты спокойно можешь жить. Попробуйте купить квартиру или дом в Сочи – это нереально, гораздо проще – в Черногории, Болгарии и т.д.
– Какое-то время вы работали журналистом…
– Не совсем. Я просто до 1994 года работала в телевизионной утренней программе. Она длилась три часа в прямом эфире, и мне приходилось самой писать тексты, тогда все бурлило, людей не хватало, потому мы делали все сами: писали, снимали, брали интервью. Каждый день приходили разные люди, например, Александр Николаевич Яковлев, правая рука Горбачева…
– Надо было серьезно готовиться к эфиру…
– Именно, а ведь мало сочинить умный вопрос, нужно правильно отреагировать на его умный ответ…
– Быть в теме…
– Ушел Яковлев, далее – небольшая музыкальная пауза, и приходит Гарри Каспаров, и ты опять должен быть в теме…
– Книжку не хотите написать о работе, о телевидении, о себе?
– Одно издательство, кажется в 2009 году, предложило мне написать кулинарную книгу (я тогда вела кулинарное шоу). Сначала я сомневалась, но, когда мне предложили вставить рекламу наших соусов, я согласилась. На обложке я попросила вывести фразу: «Я знаю, что надо есть, чтобы оставаться стройной и красивой». Через три месяца книги на прилавках не было (кстати, эта книга издается и сегодня, хотя узнала я об этом лишь из Интернета). Там только те рецепты, которые я считаю правильными, а главное, они красивы и не отнимают много времени на приготовление. Между рецептами – воспоминания из детства, размышления, смешные истории, связанные с продуктами. Вот, например, я год работала в Японии и постоянно видела там фрукты не фрукты, овощи не овощи: они лежали навалом в коробках, написано было иероглифами, я трогала, нюхала и решила, что это – волосатая разновидность картошки, и брать не стала. Только через несколько лет увидела это в Москве: оказалось – киви.
– Можете назвать самое важное для вас событие 2012 года?
– У меня их два: компания Disney Pixar пригласила меня озвучивать фильм «Храброе сердце». Это полнометражный мультипликационный фильм по старинной шотландской сказке: принцессу озвучивала Лиза Арзамасова, а ее маму я. Озвучивать мультики, оказывается, очень сложно, все эмоции утрированы. Летом была мировая премьера, и я горжусь, что попала в такой почетный список, ведь Королеву Линор в каждой стране озвучивала какая-нибудь своя звезда. Второе событие – премьера в театре. «Вальс одиноких» – для меня большой и важный этап в жизни: я очень благодарна драматургу Семену Злотникову за прекрасно написанную женскую роль. Так что год выдался удачным.