Posted 9 декабря 2014,, 21:00

Published 9 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

«По Ея вкусу и начертанию»

«По Ея вкусу и начертанию»

9 декабря 2014, 21:00
7 декабря, в день святой великомученицы Екатерины, Государственному Эрмитажу исполнилось 250 лет. Днем раньше, в рамках торжественных мероприятий, посвященных знаменательной дате, в Северной столице состоялось масштабное 3D-mapping представление «Бал истории». Перед взором посетивших Дворцовую площадь двухсот с лишним

Эпиграфом к грандиозному действу стали слова Бориса Борисовича Пиотровского: «Если мы не спасем красоту, то как же она спасет мир?» Фасад Главного штаба превратился в гигантский экран для демонстрации трехмерного видеоспектакля. Для создания визуального ряда использовали около сотни акварелей и живописных полотен, а для детальной прорисовки фрагментов залов и фасадов отсняли более 1200 фотографий; полностью задействовали и архитектурные элементы фасада здания Главного штаба.

8 декабря в Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Эрмитаж Ея Императорского Величества», основанная на описании императорского Эрмитажа, сделанного действительным членом Петербургской Академии наук Иоганном Готлибом Георги в путеводителе по Петербургу 1794 года. «Эрмитаж Ея Императорского Величества, – гласит один из параграфов сочинения Георги «Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного», – имеет название сие от определения своего для уединенных увеселений и упражнений Екатерины Второй. Можно сказать, что Эрмитаж совершенно Ею создан, ибо заложение, расположение, выбор и многоразличность сохраняемых в оном вещей, внешняя и внутренняя изящность и великолепие – словом, все по Ея вкусу и начертанию учреждено».

Экспозиция представляет картинную галерею Екатерины Великой, кабинеты рисунков и гравюр, библиотеку императрицы, собрание натуралий, коллекцию редкостей и предметов Востока, произведения искусства, современные Екатерине.

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание царствующей императрицы. Первыми экспонатами стали картины, приобретенные Екатериной у берлинского купца Йохана Эрнста Гоцковского, относящиеся преимущественно к голландской и фламандской школам живописи первой половины XVII века. К 1790 году коллекция существеннейшим образом расширилась и состояла, как следует из записей самой Екатерины «не считая картин и Лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного, заполнившего две большие залы». Организаторы выставки постарались воссоздать структуру и особенности, характерные для экспозиции екатерининского времени, например, «густо» усыпанные картинами стены.

…На выставке можно увидеть полотно немецкого художника Якоба Филиппа Гаккерта «Разгром турецкого флота под Чесмой» (1771), ту самую картину, ради написания которой перед глазами художника был взорван, по распоряжению императрицы, настоящий корабль. Демонстрируется и находящаяся ныне в собрании Русского музея (достопримечательности коллекции, оказавшиеся за прошедшие столетия в других музеях, переданы Эрмитажу на время экспозиции) картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда» (1770) – первый в летописи отечественного искусства опыт изображения событий древнерусской истории.

Особое внимание привлекают стенды и витрины с потрясающей красоты ювелирными украшениями, предметами дамского туалета, изделиями из фарфора.

"