Posted 9 декабря 2013,, 20:00

Published 9 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Крылья даны всем

Крылья даны всем

9 декабря 2013, 20:00
В Российской государственной специализированной академии искусств состоялся гала-концерт, посвященный Международному дню инвалидов. Учащиеся этого уникального вуза продемонстрировали на сцене академии свои высокопрофессиональные творческие успехи.

Если заглянуть в дом 12 в Резервном проезде, то создается впечатление, что под одной крышей собрали Гнесинку, Суриковское училище и ГИТИС. Из одного зала звучит фортепианная музыка, за дверью другого поют, у балетного станка занимаются хореографией, а в коридорах по стенам развешаны картины, многие из которых могли бы украсить известные галереи. Одним словом, классическая атмосфера хорошего столичного творческого вуза. Прислушаешься и понимаешь, что в танцклассах и кабинетах актерского мастерства стоит непривычная тишина. А приглядевшись внимательно к блистательно играющей Прокофьева пианистке, заметишь, что она не смотрит в ноты – она слепа. Зайдя в класс рисунка и керамики, увидишь, что рисуют ребята, у которых нет рук...

Специализированная академия искусств, где проходил гала-концерт, посвященный Международному дню инвалидов, дает творческую профессию людям, у которых в нашем обществе практически нет возможности самореализоваться. В лучшем случае к этим людям относятся с жалостью, как к несчастным и обездоленным. Но студенты РГСАИ таковыми себя не считают. Это люди сильные духом.

Глухой танцор, слепая пианистка, художник без рук. «Цель их обучения рациональна – дать инвалидам профессию, – рассказала корреспонденту «НИ» организатор концертной деятельности вуза Елена Клименко. – Понимаете, мы все ходим рядом с такой бедой... То, что случилось с этими ребятами, – это беда, но на сцене они короли. Здесь они забывают об увечье, они выше, прекраснее простых смертных». Прикосновение к искусству творит чудеса. «Когда какой-то орган не работает, другие мобилизуются и начинают действовать гораздо интенсивнее. Ограничения становятся движущей силой наших студентов. Известно, что во время пластических спектаклей плохо слышащие актеры отключают слуховые аппараты, чтобы звук их не отвлекал», – говорит Елена Васильевна.

Вот на сцене незрячая пианистка Елена Кухаренко исполняет «Токкату» Прокофьева, она здесь звезда, лауреат многих международных конкурсов, ее дедушка – известный композитор. «Все, что у меня есть, дала мне академия», – говорит девушка. Сейчас у Лены уже есть свои ученики.

Звучит гимн академии, на сцене студенты театрального факультета. Слабослышащие и абсолютно, как здесь говорят, тотально глухие, поют на языке жестов. Но поверить в их глухоту трудно. Язык пластики понятен без всякого перевода, речь жестов на этой сцене выразительнее любых слов. И для глухих зрителей такой художественный перевод – единственная возможность понять, что есть музыка.

Необыкновенно органичный и пластичный Алексей Лемешев играет в институтском спектакле «Крылья даны всем» по книге Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». В академии есть два театра – камерный и оперный, есть оркестр народных инструментов и классический оркестр. «Людей, не слышащих от рождения, учат ритму, учат создавать пластические композиции и делать это не технично, а высокохудожественно, – рассказал корреспонденту «НИ» ректор академии Александр Якупов. – Наши уникальные методики позволяют обучать инвалидов лучше всех в мире, большинство методик просчитаны до сотой доли на компьютере. Все жесты просчитаны математически. Техническая база у нас очень сильная. А преподают часто наши выпускники. В других странах студентов с ограниченными возможностями в творческих вузах не обучают. Трудоустройство питомцев академии почти стопроцентное, и большинство работают по профессии. Многие возвращаются в свои родные города, и там бывают востребованы как актеры и музыканты».

Историю Риммы рассказала профессор, заслуженный художник России Елена Болотских: «Когда Римма появилась в академии, она могла рисовать только лежа. Тяжелобольная девочка с диагнозом ДЦП почти не могла двигаться, но рисовать хотела бесконечно. Ее картины прекрасны. И через некоторое время Римма могла уже стоять у мольберта. Кисти и карандаши зажимала между запястьями. Вопреки запретам врачей Римма забеременела и родила абсолютно здоровую девочку. С ее отцом Римма тоже познакомилась в академии». Режиссер Владимир Левин снял документальный фильм о ней под названием «Крутая Римма», и этот фильм неоднократно становился лауреатом на международных фестивалях документального кино.

«Мы в стенах института ко многому привыкли, но история Александра Похилько потрясает. Он очень талантливый художник, без рук и без ног. Рисует культями, но так, что легко перевелся в Суриковское училище. Я помогала ему, учила, лечила, даже протезы из Америки добыла. На этих протезах он взошел на гору Килиманджаро. Был такой проект для инвалидов. Второй участник программы не смог, а у Саши получилось», – рассказала Елена Болотских.

Конечно, ребята, которым посчастливилось попасть в академию, преодолев свою болезнь и предрассудки окружающих, – особые люди и могут служить примером для большинства людей, в том числе здоровых. Но они сильны не только сами по себе, в своей альма-матер они творят коллективно. И это тоже придает им сил. И не только им. В академию приходят получить заряд сил и вдохновения многие творческие люди. Режиссер Сергей Лобан два своих фильма – «Пыль» и «Шапито-шоу» – снял с участием слабослышащих студентов РГСАИ. С «крутой» Риммой Лобан тоже хорошо знаком и считает ее гениальной художницей, она рисует эскизы для его фильмов.

"