Posted 9 декабря 2013,, 20:00

Published 9 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Лиса с гитарой

9 декабря 2013, 20:00
На двух московских площадках – в «Гоголь-центре» и на «Платформе» – несколько дней работал фестиваль современного танца «Контекст». Его вдохновительницей и арт-директором стала балерина Диана Вишнева.

Вишнева – наверное, самая продвинутая в России балерина по части интереса к современному танцу и неклассическим техникам сценического движения. Выстраивая личную карьеру, она жаждет попробовать все, регулярно обращаясь к хореографии XX и XXI века. Идея «Контекста», по словам балерины, пришла ей в голову, когда она встретилась с творчеством Марты Грэм, основательницы американского модерн-данса. «Оказалось, – говорит Вишнева, – что постановок Грэм в России вообще никогда не видели, а ведь для остального мира это давно классика».

«Контекст» был задуман на нескольких уровнях. Для профессионалов, выступающих в российских танц-компаниях, и для любителей, увлекающихся движенческими практиками, были организованы мастер-классы. Для специально отобранных четырех хореографов создали условия постановочной работы. Публика получила возможность созерцать результаты их труда и принять участие в обсуждении увиденного. В Москву на «Контекст» приехали зарубежные исполнители разного уровня. Британская компания Ричарда Олстона без особых затей разрабатывала давно проложенное русло модерн-данса. Энергичные израильские танцовщики из Центра Сюзан Делаль в Тель-Авиве сделали упор на ностальгию по местечковому образу жизни. Группа из Нидерландов с балетом «Голубое путешествие» увлекла зрителей в соревнование компьютерного изображения и «живого» танца. А в Центре документального кино прошли показы высококлассных фильмов: демонстрировался кинотанец Иржи Килиана (его Car Men и «Между входом и выходом») и мемориальный фильм Вима Вендерса о Пине Бауш.

В короткий постановочный срок, отведенный – по условиям фестиваля – молодым хореографам, уложились Марина Акелькина (педагог-репетитор Камерного балета «Москва»), Владимир Варнава, Константин Кейхель (преподаватель Академии Бориса Эйфмана) и Марсело Гомес, ведущий солист Американского театра балета. Гомес попал в «Контекст» потому, что пробует силы как автор танцев, являясь к тому же постоянным партнером Вишневой. Работы, как и следовало ожидать, оказались совершенно разными: среди исполнителей, воплощавших труды авторов «Контекста», были и классические, и современные танцовщики, а постановщики тяготели и к актуальному театру, и к проверенной неоклассике. Направление авторских мыслей заводило то в ярко выраженную пластическую агрессию (Варнава и Акелькина), то в более спокойное, даже с элементами гармонии, пластическое русло (Гомес и Кейхель). И если премьер из Америки стремился к танцу, подходящему для артистов солидной репертуарной труппы, то наши авторы не придерживались каких-либо рамок: им годилось любое шевеление тела, вплоть до драки, если оно помогало раскрепостить артистов.

Шедеврами новые работы не назовешь, хотя организаторы отметили умело скомпонованный «Экспонат» Кейхеля, а также отдали должное напористой темной энергии «Девочки со спичками» Варнавы. Первый хореограф поедет на стажировку в Роттердамскую академию современного танца, а второй – в школу Каролин Карлсон, известного мастера современной хореографии. Хорошо уже то, что постановщикам дали возможность что-то сделать – возможностей проявить себя (в том числе и финансовых) у российских авторов современного танца не особенно много.

Среди гастрольных коллективов самым интересным показался «Интроданс» – труппа, базирующая в маленьком голландском городке Арнеме, но известная далеко за пределами своей страны. Она представила небольшой балет Ханса Ван Манена («Польские пьесы») – бессюжетный поток пластики, и полуфольклорную, полупоминальную работу In Memoriam Сиди Ларби Шеркауи – получившего широкую известность молодого европейского хореографа. Забавно смотрелись сольные выступления Эрика Готье из Штутгарта, сперва «обернувшегося» ловким зверем в миниатюре «Я встретил лисицу», а потом выдавшего забористое посвящение гитарной музыке в ее разных ипостасях, от рока до фламенко, в танце «Невидимая гитара». Сама Вишнева два раза выступила на финальном гала-концерте. Она, во-первых, осуществила давнюю мечту станцевать изменчивую, как погода, хореографию Иржи Килиана (дуэт «Облака»), а во-вторых, красиво утонула в «Головокружении» (номер, специально поставленный хореографом Мауро Бигонзетти для балерины и ее партнера Марсело Гомеса).

Несмотря на то, что в последние двадцать лет в Россию приезжали многие европейские и американские компании, наша публика и впрямь имеет серьезные пробелы в области современного танца. Как выразилась Вишнева, у россиян, несмотря на привычку к созерцанию классики, «есть определенный голод по современной хореографии». Новый фестиваль, который планируют сделать ежегодным, в какой-то степени может этот голод утолить. Особенно если программу будут собирать тщательнее. А если удастся привезти на гастроли ту самую хореографию Марты Грэм, которую у нас не видели, и вовсе будет счастье. Хотя, чего греха таить, львиная доля зрителей пришла на «Контекст» ради самой Вишневой.

"