Posted 9 ноября 2014,, 21:00

Published 9 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Это вам не французская синематека

9 ноября 2014, 21:00
Секретариат СК России поддержал директора Музея кино Ларису Солоницыну в ее борьбе с основателем музея Наумом Клейманом и другими научными сотрудниками.

Вопрос рассматривался в отсутствие Клеймана. Сначала слово было предоставлено Солоницыной, упиравшей на то, что организаторские качества Клеймана слабее научных, вследствие чего он не смог получить здание под музей и теперь хранит фонды в неподходящих условиях, где они «лежат мертвым грузом», и нерадиво ими занимается, ссылаясь на нехватку сотрудников. На вопрос, в чем причина конфликта – неужели же сотрудники против систематической описи фондов и против того, чтобы музею было выделено оборудованное хранилище, – Солоницына ответила, что причина – в неготовности коллектива музея к переменам к лучшему.

Далее выступили заместитель Михалкова Геннадий Полока и руководитель «независимой» экспертизы Олег Иванов, обвинившие Клеймана в том, что он систематически отклонял предлагавшиеся ему помещения для музея. Следующим взял слово киновед Валерий Фомин, высказавшийся в том духе, что у сотрудников музея накопилось так много негатива («неудовлетворенности и отчаяния»), что они не смогли оценить позитив в лице Солоницыной, чьи деловые и руководящие качества он, Фомин, высоко ценит. И намекнул, что истинная причина конфликта – в некой общей «трещине», которую «трудно лечить».

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин заметил, что если цель заседания – поддержать Солоницыну, то не стоило огород городить, а если цель – разрешить конфликт, то надо провести слушания с участием всех заинтересованных сторон. И добавил, что ситуация в музее – лакмусовая бумажка, по которой можно судить, существует ли российское кинематографическое сообщество как таковое или же оно расколото на два непримиримых лагеря. За ним выступил киновед и культуролог Кирилл Разлогов, указавший, что одной из причин конфликта стало несоблюдение формальных процедур при назначении директора – не было ни конкурса, ни обсуждения, из-за чего легитимность назначенного директора была поставлена под сомнение.

В свою очередь сотрудница НИИК Наталья Нусинова сказала, что конфликт вышел далеко за пределы музея, сравнила нынешнюю ситуацию с ситуацией во Французской синематеке в 1968 году (когда министр культуры Франции Андре Мальро уволил ее директора и основателя Анри Ланглуа, но был вынужден отменить свой приказ из-за общественного возмущения) и высказалась за создание общественного совета музея, который мог бы найти выход из положения.

Слово осталось за Никитой Михалковым, который заявил, что никакого раскола среди российских кинематографистов нет, назвал сотрудников музея шантажистами, а международную кинематографическую общественность – «вонючим болотом», высказался против общественного вмешательства в дела Министерства культуры и повторил, что коль скоро сотрудники музея не хотят работать с назначенным директором, то могут идти куда угодно, а их места будут охотно заняты другими. После этого секретариат почти единогласно принял решение поддержать Солоницыну. Против проголосовал Шемякин, воздержался Разлогов.

Шаг назад: сотрудники Музея кино отзывают заявления об уходе

После заседания СК Наум Клейман стал призывать сотрудников музея отозвать свои заявления об уходе. По словам г-на Клеймана, вернуться должны все, кроме него самого. Президент Музея кино подчеркнул, что считает возвращение сотрудников правильным, «потому что сейчас нужно больше мужества, чтобы остаться, чем уйти». По мнению Клеймана, он не хочет, чтобы было уничтожено все то, что с таким трудом создавали. Он выразил надежду, что сотрудники сумеют помешать новому директору развалить все, что было построено. Из подавших заявления пока воздержались от их отзыва шестеро, в том числе трое работников научного фонда. Как написал в своем блоге один из уволившихся сотрудников, архивариус фондового отдела музея Георгий Бородин: «5 ноября вопрос о Музее кино рассматривался на секретариате СК. Было понятно, что решение будет не в пользу музея, однако была возможность повлиять на формулировку, противопоставив достоверную информацию ложной. Однако Клейман принял решение проигнорировать собрание, и антимузейное постановление было принято при одном воздержавшемся и одном голосе против. После этого, за три дня до решающего рубежа, Клейман стал собирать сотрудников и уже открыто и настойчиво убеждать (почти умолять) отозвать заявления, мотивируя это необходимостью сохранения фондов от попадания в чужие равнодушные руки. Это была самая «больная мозоль» хранителей, из-за которой они страдали больше, чем от осознания грядущего безденежья и отсутствия перспектив. Сам Клейман обещал уйти из музея, публично объявив о том, что инициатором отзыва заявлений является он. Я никогда не видел работников Музея кино в таком отчаянии, как в эти два дня – 6 и 7 ноября. Видеть слезы на глазах у людей, которые казались железобетонными, мне не приходилось ни разу за все время противостояния с Солоницыной. Все отдавали себе отчет, что их репутация после такого шага будет необратимо замарана, все понимали, в каких условиях и в каком моральном климате им придется работать после капитуляции. Но об этом позорном шаге их просил тот же человек, который две недели назад уговаривал их подать заявления, которому они многим были обязаны, которого многие уважали и считали учителем. Думаю, решающим шаром на этой чаше весов оказалось все же осознание профессионального долга». Евгения ТЮЛЬКИНА

"