Posted 9 ноября 2009,, 21:00

Published 9 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:30

Updated 8 марта, 07:30

Со вкусом манги

Со вкусом манги

9 ноября 2009, 21:00
В минувший уикенд в столичном кинотеатре «35 мм» завершился восьмой аниме-фестиваль, собравший, несмотря на скромную рекламную кампанию, сотни любителей японской мультипликации. Однако самим картинам внимания уделялось немного, особенно по сравнению с фестивалями прошлых лет: свободных мест в зале было предостаточно. В

Московский фестиваль японской анимации проходит уже восьмой раз. На протяжении нескольких дней поклонники этого вида мультипликации могут увидеть как авангардные новинки проката, так и ленты, успевшие стать классикой. Любопытно, что характер и статус фестиваля за эти годы радикально изменились. Раньше мероприятие было одним из немногих «окон в Японию», а каждая представленная картина – чем-то вроде откровения свыше для российского зрителя, воспитанного на «Сейлормуне» и «Грендайзере». Со временем элитарность фестиваля отошла на второй план: одну из двух представленных картин 2008 года выпуска («Рыбка Поньо на краю утеса») все желающие свободно могли посмотреть в кинотеатрах.

Также за прошедшее время произошла очевидная смена возрастных ориентиров фестиваля. Если раньше организаторы могли включить в программу бесшабашную «расчлененку» («Железобетон») или более чем откровенную эротику («Уроцукидодзи»), то сейчас стали выбирать фильмы поспокойнее. Апофеозом стал представленный в прошлом году «Волшебный лес» о приключениях толстого кота Задиры, злой королевы цветов Леи и инфантильного короля с величественным именем Лютик. Многочисленные повторы банальностей, кошмарная компьютерная графика и набивший оскомину сюжет «самопожертвование ради мира во всем мире» делают картину больше подходящей для детской аудитории, причем не слишком интеллектуально развитой.

Впрочем, в этом году кое-какой баланс между разными возрастными категориями все же был найден. Организаторы постарались угодить и нашим, и вашим. К примеру, очаровательная стимпанковая сказка «Небесный замок Лапута» студии Ghibli (авторы знаменитых «Унесенных призраками») может быть воспринята и как наивная повесть о вере-надежде-любви, и как гимн антимилитаристов. А харизматичные герои плюс интересный сюжет делают просмотр еще более увлекательным.

К той же универсально-возрастной серии можно отнести аниме «Отважное сердце» (студия Gonzo знаменита такими работами, как «Изгнанник» и «Стальная тревога»). Папа десятилетнего Ватаро уходит из семьи, мама заболевает, а тут еще выясняется, что друг, которого он только что спас от хулиганов, – пришелец из параллельного фэнтези-мира, где фея Фортуна может исполнить любое желание. Для этого всего и надо, что увернуться от каменных стрел и копий, подружиться с жестокими горцами, победить явного родственника лох-несского чудовища да пробраться в самую охраняемую часть замка. Кстати, после всех этих испытаний Ватаро пересматривает приоритеты. Вместо того, чтобы пожелать здоровья маме или совести – папе, он просит фею дать будущее всем.

Пронзительно-романтическое аниме «Пять сантиметров в секунду» по настроению еще серьезнее и печальнее. Картина состоит из трех новелл, охватывающих десять лет жизни Такаки Тоно и его подруги Акари Синохавы. Ребята дружат еще малышами, но потом им приходится переехать в разные уголки страны. При этом они продолжают переписываться и искренне мечтать о совместных прогулках под цветущей сакурой. В итоге главные герои встречаются, даже сакура цветет, как по заказу. Но это физическое сближение приходится на момент, когда их сердца успели слишком отдалиться друг от друга.

Среди программных фильмов исключительно «для взрослых» можно выделить «Кибер-город Эдо» – фантастический боевик в жанре «киберпанк». Он повествует о трех авантюристах, которые явно не ладят с законом. Причем не ладят настолько, что перед ними встает невеселая дилемма: отсидеть пожизненное заключение, а то и «послежизненное» или ликвидировать техно-монстра, вышедшего из-под контроля и захватившего заложников. Несмотря на динамично развивающийся сюжет, фильм оставляет ощущение незавершенности: зрителю сложно решить, чего не хватает больше – концовки или вступления.

"