Posted 9 ноября 2006,, 21:00

Published 9 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Актер Максим Суханов: «Мне не хочется ни с кем изменять»

Актер Максим Суханов: «Мне не хочется ни с кем изменять»

9 ноября 2006, 21:00
На днях на киноэкраны вышел боевик «Обратный отсчет», где герою Максима Суханова пришлось спасать мир. В Вахтанговском театре меж тем идет «Сирано де Бержерак», где он, красуясь чемберленовским профилем, разбивает сердца дам в партере. Веста Боровикова узнала у артиста о том, есть ли у него время на жизнь вне игры.

– Вы столь убедительно играете в «Сирано» трагедию неразделенной любви, как будто и не играете вовсе… Вам самому ведомо это чувство?

– Мне ведомы самые разные чувства. Я же живу. И много чего чувствую. Правда, обычно мало, что об этом говорю.

– И все-таки поговорим о чувствах. Как вы полагаете, что лучше: встретить любовь и не получить ответа, как ваш Сирано, или не встретить ее никогда?

– С моей точки зрения, лучше встретить любовь и жить в ней счастливо.

– А если выбор более жесткий?

– Кто дает этот выбор?

– Как правило, жизнь.

– Я считаю, что выбор делаем мы.

– И ничего фатального в вашей жизни не было?

– У меня всегда был выбор относиться к этому, как к чему-то фатальному или проходящему.

– В вашей памяти не сохранился опыт неразделенной любви?

– Судя по тому, что я знаю об устройстве памяти, в ней сохраняется все. Даже то, что мы забываем или хотим забыть.

– Но рефлексировать-то вы не склонны?

– Я склонен делать и то, и другое, но в разное время. И то, и другое – крайне увлекательные занятия. Просто, когда на вас несется потерявший управление грузовик, это не самое подходящее время для созерцательного размышления о природе устройства бытия. С другой стороны, невозможно время от времени не систематизировать и не анализировать собственный опыт и накопления предчувствий.

– Вы нетипичны. Вам это не мешает?

– Мне это не мешает. Мои близкие умеют со мной обходиться. А абсолютное большинство не имеет ни малейшего представления ни обо мне самом, ни о моей типичности или нетипичности. Это нормально.

– Вы с такой необычной позицией находите понимание среди людей?

– Я бы сказал, что не стремлюсь его искать. Единомышленники всегда находятся легко и вдруг. Долгие поиски, сопровождающиеся озабоченным сопением, здесь не приводят ни к чему. Но зал, заполненный зрителями на спектаклях Владимира Мирзоева, в которых я играю, убеждает меня, что есть интерес – одно из отражений понимания. Это вдохновляет.

– У вас изысканная манера игры. Но во всех образах, созданных вами на сцене, есть сильное влияние философии Владимира Мирзоева. Вам никогда не хотелось попробовать работать с другим режиссером? И найти какое-то иное, может быть, не сразу удачное, но иное направление творчества?

– Встречный вопрос: а вам никогда не хотелось, живя с одним мужчиной, попробовать жить с другим?

– Это вопрос другого порядка.

– Нет. Это вопрос одного порядка. Степень взаимного интереса позволяет взаимодействовать с одним и тем же партнером, находить для себя новые загадки и глубины, которые ты не мог не то что постичь – разглядеть раньше, и их разгадывать. Или пытаться их разгадать. Отношения такого рода магнетически притягательны и всегда ведут вглубь. Другое дело, что во взаимоотношениях актер – режиссер нет того аспекта, который есть в отношениях любовных. И появление третьего не создает мучительного треугольника. Мне не хочется ни с кем сегодня «изменять» Мирзоеву. Возможно, это временно, возможно, навсегда. Кто знает?

– И все же так хочется удивиться! Посмотреть вашу новую работу и удивиться.

– Я понимаю, о чем вы говорите, но я знаю, что делаю то, что хочется мне. И Мирзоев, с уверенностью могу сказать за него, делает то, что хочется ему. Благодаря этим нашим желаниям мы с ним встретились и сделали те спектакли, которые теперь другим доставляют удовольствие. Я думаю, что и в будущем я буду делать только то, что доставляет мне удовольствие. И только этим могу доставить удивление и удовольствие кому-то еще.

– Вы не хотели бы доставить себе удовольствие, спродюсировав фильм?

– Посмотрим. Мои видимые перспективы на сегодняшний день – с большим удовольствием играть то, что я играю. Репетировать и в будущем сниматься в кино.

– А если, прочтя великолепный сценарий…

– Да.

– …и найдя в нем для себя хорошую роль…

– Да.

– …вы столкнетесь с необходимостью искать деньги на то, чтобы экранизировать этот сценарий, то бишь – стать продюсером?

– Тогда я вам об этом расскажу.

– Можно узнать, что за роль вам досталась в ленте «Обратный отсчет»?

– Это роль Старшего, организатора и руководителя, скажем так, творческого отдела по борьбе с терроризмом. Люди, которые объединились под его началом, – сложные, с характером, каждый со своими способностями и особенностями. Для того чтобы управлять ими и добиваться результатов в своем нелегком деле, их начальник сам должен быть незаурядной личностью. Так что, несмотря на увлекательный сюжет, надеюсь, это все равно будет история о людях. О том, что, почему, зачем и как они делают.

– Когда у вас впервые появилось это желание – играть?

– В детстве, в юности. Мне кажется, все дети играют. Некоторые вырастают и становятся взрослыми, некоторые – актерами. Хотя я как раз и не собирался в актеры.

– А кем вы собирались быть?

– Музыкантом или врачом.

– Мне известно, что в вашей жизни и сейчас большую роль играет музыка. Что вы прекрасно играете на фортепиано. Что сами пишете музыку.

– Музыку я очень люблю. И когда-то занимался ею серьезно. А потом нужно было выбирать между тем, чтобы не ходить в армию или ходить в армию. Я решил не ходить. И поступил в Щукинское.

– Не жалеете, что не стали пианистом?

– Мне жаль, что я не занимаюсь музыкой в том объеме, в каком хотелось бы. Нет времени.

– Вы бы хотели записать альбом?

– Хотел бы.

– У вас же огромный отпуск – три месяца!!!

– Три месяца – отпуск в театре. То, что остается от этого срока собственно на мой отпуск, позволяет добраться до какого-нибудь песка, лечь в него самому, усадить напротив жену Этери, налюбоваться ею и морем за ее спиной и возвращаться к делам. Какой тут альбом…

– И не свербит?

– Когда свербит, я сажусь к роялю и играю.

– А на книги времени хватает?

– Я читаю в отъездах. В Москве мне редко удается читать.

– Что вы сейчас читаете?

– «Набоков о Набокове». Недавно прочел книгу Натальи Петровны Бехтеревой «Магия мозга».

– Вас можно встретить, скажем, на книжной ярмарке?

– Можно.

– Вы дружите с кем-то из современных писателей?

– Я прежде всего дружу со своей женой, тоже современным писателем.

– Да, я видела недавно новую книжку Этери. И читала ее сценарий про какой-то заколдованный дом. Мне очень понравилось.

– Спасибо. У нее скоро выходит новый роман под названием «Архитектор снов».

– О чем?

– Не буду рассказывать заранее. Но, признаюсь, я читал – не мог оторваться.

– Вы, наверное, ее первый критик?

– Да нет, я просто читатель.

– Вернемся к профессии. Какие западные актеры вам наиболее интересны?

– Многие. Был интересен Джек Николсон. Были интересны Марлон Брандо, Жерар Депардье, Дональд Сазерленд, Кевин Спейси, Жан Габен.

Фото: WWW. MAXIMSUHANOV.RU

– А кто у нас может ответить Жану Габену?

– Я бы не ставил так вопрос, но Ульянов мог бы.

– А кто сейчас может ответить Майклу Дугласу?

– Майклу Дугласу? Не знаю, нужно ли вообще ему отвечать.

– Вы назвали очень сильные личности.

– Всегда интересней личность. Серое облако, не представляющее ничего из себя, чем оно может быть интересно?

– А с кем из западных актрис вы бы хотели сыграть?

– Мерил Стрип – хорошая актриса. Кейт Бланшет – хорошая актриса. Николь Кидман – хорошая актриса.

– А из наших?

– У нас тоже есть хорошие актрисы. Но я не стану перечислять. Кого-то не назову – будет обидно. Мне в первую очередь.

– У вас есть настоящие дружеские связи с коллегами по цеху? Есть люди, которые могут подойти после спектакля и сказать, что им не нравится, и вы не обидитесь?

– Да. Мой друг – Саша Самойленко. Он тоже актер. Мы учились вместе и дружим до сих пор. Он мой критик. Ему все время что-то не нравится.

– Если к вам приедет друг из другого города, на какой спектакль вы бы его повели?

– Сейчас? Повел бы на «Три сестры» Петра Фоменко.

– А на фильм?

– «Телец» Сокурова.

– Он же давно вышел.

– Для меня эта картина очень актуальна.

– Раз мы коснулись политики, то не могли бы вы озвучить свой взгляд на строительство «управляемой» демократии в одной отдельно взятой стране?

– (С внезапной энергией и убежденностью.) Вы знаете, мы переживаем очень длинный переходный период. И коротким он быть не может. А нам все время кажется, что он вот-вот должен закончиться. Переходный период у такой страны, как Россия, с такой очень изломанной, трагической историей, не может быть коротким. Потому что всегда внутри такой большой страны находятся полярные силы, перетягивающие все то на одну, то на другую сторону. И при той психологии, которая в большинстве своем владеет населением, психологии неличностной, а психологией массового сознания, той, что вела в известной сказке крыс за звуками дудочки, очень сложно вырулить из той тоталитарной системы, которая существовала. Это возможно только в сказке. Так что все, что происходит сейчас, да еще со всевозможными предсказуемыми и непредсказуемыми осложнениями, – надолго. Боюсь, мы с вами не застанем Возрождения.

– А наши дети?

– Думаю, нет.

– Где бы вы хотели видеть будущее ваших детей – здесь или там?

– Мне бы хотелось, чтобы они жили там, где им комфортно. А я постараюсь создать условия для того, чтобы они жили так, как хотят.

– Они ходят на ваши спектакли?

– Ходят. Им нравится.

– Много пишут о том, что вы сочетаете актерскую профессию и какой-то ресторанный бизнес.

– У нас много чего пишут. Могут писать даже о том, что я гомосексуалист.

СПРАВКА

Актер Максим СУХАНОВ родился 10 ноября 1963 года в Москве. В 1985 году окончил Щукинское училище (курс Татьяны Коптевой) и был принят в труппу Московского театра имени Вахтангова. Кроме того, играет в спектаклях «Ленкома», Театра имени Станиславского («Хлестаков», «Укрощение строптивой»), Театра имени Маяковского («Коллекция Пинтера»). В фильмографии актера около двадцати работ. Среди них «Тихая застава» (1986), «Честь имею» (1997), «Лимита» (1994), «Страна глухих» (1998), «Мама» (1999), «Женщин обижать не рекомендуется» (2000), «24 часа» (2000), «Дети Арбата» (2004), «Богиня: как я полюбила» (2004), «Знаки любви. Сказка для взрослых» (2006), «Обратный отсчет» (2006). В 2004 году в качестве продюсера участвовал в съемках фильма «Посылка с Марса». В 2006 году озвучил Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон». Удостоен Государственной премии России за спектакль «Хлестаков», премии «Ника» в номинации «Роль второго плана» за фильм «Страна глухих», премии «Золотой овен» в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Женщин обижать не рекомендуется».

"