Posted 9 октября 2013,, 20:00

Published 9 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Дети – наше будущее… войско

Дети – наше будущее… войско

9 октября 2013, 20:00
История русской анимации последних лет похожа на песню. Куплеты посвящены ее проблемам, а припевы – это обещания нашей власти, однообразно сладкие и столь же однообразно обманчивые. Вот и на позапрошлой неделе министр культуры Владимир Мединский в очередной раз поведал аниматорам, как все будет хорошо: и стратегию буду

Невыполненное правительственное обещание само по себе не событие века. Таких эпизодов, увы, можно вспомнить много. Важно другое: за каждым таким взятым обратно словом стоят трудные судьбы конкретных фильмов.

Среди пострадавших от последней смены курса, например, «Пластилиновая азбука». Делает ее известный режиссер Сергей Меринов – человек, создавший в свое время великолепный пластилиновый цех на студии «Пилот», сделавший большинство заставок для «Горы самоцветов» и несколько фильмов в том же цикле, а теперь еще и снимающий суперпопулярные видеоклипы для группы «Несчастный случай». Мериновская «Азбука» – сериал настолько замечательный, что явно обещает стать одним из самых ярких авторских проектов современной России.

Полутораминутные пластилиновые мультики построены вокруг оригинальных песенок о буквах алфавита. «Ё» – «Ё две точки потеряла/и сказала: «Ну и что ж»; «А» – «Есть у аиста работа/принести ребенка в дом,/а у ангела работа/ охранять его потом». Забавные стихи написали Игорь Мельников и Наталья Румянцева, хитовую музыку – Игорь Сацевич, ну а Сергей Меринов вместе со своей пластилиновой группой вылепили чудесные пластилиновые мультфильмы – традиционные и в то же время современные, по-детски милые и по-взрослому изощренные… Параллельно с собственно видеоазбукой студия начала выпускать и печатную версию – маленькие книжки со стихами, картинками и инструкциями по лепке из пластилина. И обучающие приложения для планшетов. А в перспективе – новые циклы для малышей: «Цифросчет», «Карусель вопросов» (подобие детской мультэнциклопедии), «Все на работе» (знакомство с профессиями) и многое другое.

В общем, проект настолько оригинален, хорош и полезен, что, очевидно, понравится абсолютному большинству родителей. Не стали исключением и чиновники Минкульта: на встрече с аниматорами и министр культуры Владимир Мединский, и директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов о «Пластилиновой азбуке» говорили очень комплиментарно. Увы, на ее финансирование прекрасные отзывы не повлияли никак.

Первый раз «Азбука» подавалась на госконкурс полтора года назад, в тот самый «жирный» год, когда деньги получили в общем-то все без разбору. Кроме Меринова, которому было отказано на формальных основаниях. Уже после стандартной проверки заявок, которую «Азбука» прошла успешно, Минкульт назначил дополнительный аудит, в ходе которого выяснилось, что поданная студией «Пластилин» справка из налоговой имеет неправильную ориентацию (не вертикальную, а горизонтальную). За год, прошедший до следующего госконкурса, режиссер вместе с отважным продюсером запустили «Азбуку» без господдержки, так что к госраздаче-2013 уже готов был пилот (буква «А»). Однако и на этот раз финансирования проект не получил, тоже по какой-то формальной причине, настолько заковыристой, что ее сложно объяснить без соответствующего бюрократического образования. Чиновники сочувственно и горестно разводили руками: мол, что ж мы можем, такая вот бюрократия у нас. Но факт остается фактом: вместо «Азбуки» госденьги получили новый сериал со славным названием «Няшки», продолжение беспомощного проекта «Солнечный десант» и еще много других сомнительных фильмов.

Теперь же, когда господа Мединский и Тельнов, нарушив данное Сергею Меринову лично обещание, решили не выделять дополнительных денег под анимацию, команде придется еще целый год работать на голом энтузиазме. Несмотря на то что проектом заинтересовался популярный американский детский канал («Азбука» пошла в эфир с конца сентября), денег этот почетный контракт принес едва ли на производство полуминуты фильма. И хотя книжки продаются уже во всех киосках, пройдет еще немало времени, прежде чем тираж окупится и проект начнет приносить прибыль. И если все же «Пластилин» сумеет выжить в таких экстремальных условиях, то уж точно не благодаря нашему государству, которое в очередной раз подвело отечественную мультипликацию.

Ну да не в мультипликации даже дело. В конечном итоге выбор Минкульта в пользу военно-патриотического кино символичен. Он наводит на мысль (слишком часто возникающую в связи с решениями Минкульта последних полутора лет), что российским властям не нужна образованная, эстетически развитая нация, что куда более оно заинтересовано в воспитании поколения солдат.

"