Рус
Eng
Неистовство и цвет

Неистовство и цвет

10 октября 2013, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка произведений Филиппа Малявина – одного из наиболее значительных и широко известных русских живописцев начала XX столетия. Вместе с тем на родине первая и единственная до сей поры обширная ретроспектива работ мастера состоялась сорок с лишним лет назад – в 1969 году, в Л

Непреодолимую тягу к рисованию крестьянский сын Филипп Малявин ощутил еще в детские годы. А в 14 лет подростку выпала поездка на Святую гору Афон, во многом определившая всю его последующую жизнь. В Греции Малявин принял послушничество, работал в иконописной мастерской и освоил «азы» рисунка и живописи. Именно на греческой земле с работами незаурядного юноши познакомился знаменитый скульптор Владимир Беклемишев, принявший в его судьбе живое участие. По приглашению Беклемишева Малявин переехал в Петербург, где осенью 1892 года стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.

Яркость дарования и свой (отличный от передвижников) взгляд на народную тему привлекли внимание к Малявину уже в студенческие годы. Все, что выходило из-под его кисти, вызывало неизменный интерес и противоречивые суждения. Не стал исключением и подготовленный в качестве дипломной работы и спровоцировавший скандал в академической среде «Смех» (сам Малявин озаглавил свой монументальный холст «Картина»). Видный критик Владимир Стасов сравнил запечатленных на полотне деревенских женщин с ведьмами из «Макбета» и назвал изображение «адской», «анафемской сценой». Совет Академии посчитал Малявина недостойным «звания» художника, а Илья Репин, Василий Матэ и Григорий Котов в свою очередь выступили в защиту соискателя, пригрозив, что в противном случае покинут стены Академии… «Звание» Малявин все-таки получил, правда, за серию портретов. А показанный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже «Смех» был отмечен «золотой» медалью и приобретен правительством Италии для Галереи в Венеции.

«Смех» – самое экспрессивное, темпераментное, разудалое «пятно» нынешней экспозиции. «Приехавший» из Венеции и помещенный напротив входной двери в выставочный зал, масштабный холст становится «визитной карточкой», «введением в живопись» художника, потрясает мощной энергетикой. Характерные для «Смеха» свободная размашистая манера письма, необычное колористическое решение, безудержная народная стихия становятся отличительными чертами и более поздних работ художника, щедро представленных на выставке и «откомандированных» из российских и зарубежных музеев.

Эмигрировавший в 1920-е годы во Францию, до последних дней жизни Малявин вдохновлялся «мотивами» родной земли и создавал картины на «русскую тему». Его «цветущие русские бабы», потрясающая красочность и полнота отображения природного, естественного, жизнеутверждающего с самого начала творчества художника манифестировали появление в русской живописи нового и так и остались наиболее представительной «страницей» этого нового – неистового и вольного.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter