Posted 9 сентября 2015,, 21:00

Published 9 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Истории в лицах

Истории в лицах

9 сентября 2015, 21:00
В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Светский лубок», представляющая мирские (нерелигиозные) картинки, выполненные в конце XVIII – начале XX веков. Экспозиция акцентирует внимание на наиболее характерных и традиционных для светской народной картинки произведениях, совместив в едином пространстве широк

В свое время «потешные листы» были неотъемлемой частью жизни и сельского жителя, и ремесленника, и мещанина. Доходчивые и емкие, они украшали крестьянские избы, жилища небогатых купцов и обедневших дворян, являя взору удивительное жанровое и сюжетное разнообразие.

На рубеже XVII–XVIII столетий картинки резали на деревянных досках, раскрашивая отпечатанные оттиски от руки яркими красками. По мере развития промысла дерево уступило пальму первенства металлу. Гравюра на меди привнесла в лубочные картинки объем и глубину, кроме того, у мастеров появилась возможность создавать сложные многофигурные композиции, греющие душу потребителю с фольклорным мышлением. Так возникли «истории в лицах», позволяющие не просто рассматривать изображение, но и фантазировать на темы будущего лубочных героев.

1830-е годы ознаменовались появлением и выходом «на поток» литографированных лубков, благо что первая литографская мастерская открылась в Российской империи еще в 1816 году. Без малого через два десятилетия после изобретения проживающим в Богемии сыном известного актера, владельцем типографии Алоизием Зенефельдером принципиально новой (плоской) техники печати. Ближе к закату XIX столетия – с 1870-х годов – в России стали массово выпускать хромолитографированный (цветной) лубок.

Один из интереснейших аспектов экспозиции – эволюция бытовавших в светском лубке сюжетов. Возникший на стыке XVII и XVIII веков популярнейший сюжет-перевертыш «Похороны кота мышами» («Мыши кота погребают», «Кот Мурлыка») организаторы выставки предлагают увидеть не только в виде лубочных листов, но и как ожившие картины: сразу в двух залах демонстрируется изумительный мультипликационный фильм на заданную тему.

Щедро представлены в экспозиции как потешные сюжеты, так и сказочные; сюжеты балагурные свадебные (например, тщетный выбор невесты бестолковым женихом) соседствуют с иллюстрированными новостями (сообщениями о чем-то диковинном и странном), а также с песенным, батальным и иными жанрами.

Образец любимых в народе историй «о неразумных, злых женах» – датированный 1820–1840 годами офорт «Глупая жена и кошка». Жена, испортившая в процессе жарки мясо, «переводит стрелки» на кошку. Муж хлещет кошку кнутом, предварительно привязав несчастную на спину к жене, кошка, в свою очередь, рвет когтями женино платье. С образом жены-щеголихи, запряженной в сани и погоняемой мужиком, знакомит офорт «Урок мужьям, мужикам – деревенским беднякам и женам-щеголихам» (1856). Сюжет с аналогичным названием выполнен и в технике хромолитографии в мастерской художника и мецената Михаила Соловьева в 1899 году.

Имена народных художников, посвятивших себя лубочному ремеслу, чаще всего оставались неизвестными, однако авторство некоторых рисунков история все-таки сохранила. Так, рисунок для шуточного лубка «Эво наша Катерина – намалевана картина» (весьма популярного среди городского населения) исполнил в 1883 году знаменитый художник и скульптор Михаил Микешин – создатель нескольких выдающихся памятников на территории Российской империи и основатель первого, официально признанного государством общества эсперантистов.

"