Posted 9 сентября 2014,, 20:00

Published 9 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Тень близкого будущего

9 сентября 2014, 20:00
Даты 100-летия начала Первой мировой войны и 75-летия Второй мировой сильно повлияли на европейскую театральную афишу. Ведущие театры и небольшие компании откликнулись на эти горестные юбилеи. Отечественная сцена военные даты практически проигнорировала. Значимое исключение – постановка «Нюрнберга» в РАМТе. Пресс-показ

Самой же популярной пьесой московской сцены в юбилейный военный год стала «Свадьба Фигаро»: к давно идущим постановкам «Ленкома», «Табакерки» и Театра Наций весной присоединилась мгновенно ставшая хитом работа Евгения Писарева в Театре Пушкина. А в сентябре к букету свадеб добавится и версия Владимира Мирзоева на сцене Театра имени Вахтангова.

«Бориса Годунова» одновременно анонсировали «Ленком» и Et Сetera. В «Ленкоме» трагедию Пушкина обещает переосмыслить до полной неузнаваемости Константин Богомолов, а в Et Сetera загадку безмолвствующего народа разгадывает немецкий классик Петер Штайн.

Одной из главных примет сезона, похоже, станет желание вернуться к шедеврам давних эпох и ими поверить время. Валерий Фокин обратился к «Маскараду» Лермонтова – одному из главных спектаклей-легенд Александринки. Миндаугас Карбаускис анонсировал «Плоды просвещения» (спектакль Петра Фоменко до сих пор вспоминают как одну из любимейших постановок Театра имени Маяковского). Лев Додин с новым составом исполнителей вернулся к своему «Гаудеамусу».

В «Гаудеамусе» бытовая история о нескольких днях до дембеля в 4-й роте бойцов стройбата повествовалась языком своего рода абсурдистского балета. Курение анаши, чистка солдатских гальюнов, изнасилование сослуживца, убийство по неосторожности – рассказывалось музыкой, пением, танцем, пантомимой с использованием минимума авторского текста из повести Сергея Каледина «Стройбат». Каждый из 19 эпизодов спектакля был закручен в тугую пружину, взрывавшуюся в общем танце, в марше, в сольной песне, в любовной акробатике или неожиданном ударе штанги. Скученность молодых тел рождала особую сгущенность воздуха, каждую минуту чреватую взрывом. На парижской премьере 1990 года «Гаудеамус» буквально взорвал зал, увидевший в этой постановке наше прощание с милитаристским прошлым. На парижской премьере 2014 года публика плакала, угадав в новом «Гаудеамусе» тень близкого будущего...

Валерий Фокин в спектакле «Воспоминания будущего» продолжает диалог с Мейерхольдом, обратившись к самой известной постановке Мастера – «Маскараду» Лермонтова. Как обещает пресс-релиз, «современные художественные и технологические театральные технологии дают возможность воссоздать один из самых прекрасных и гармоничных спектаклей прошлого, передав его во всем объеме, во всей многогранности. Одной из этих граней стала новая жизнь уникальной коллекции театральных костюмов и бутафории спектакля «Маскарад» 1917 года, воссозданной по эскизам Головина. Грандиозный спектакль Мейерхольда появился на сцене Александринки в феврале 1917 года, на сломе времен; погребальные песнопения по убиенной Нине звучали отходной Российской империи...

Миндаугас Карбаускис, анонсировав работу над «Плодами просвещения», скромно заметил, что это будет его дань памяти учителю – Петру Фоменко и попытка вернуться к тексту Толстого с новым медиумом.

Отложив Зощенко, Сергей Женовач продолжил булгаковские штудии и погрузился в мистическую атмосферу самого любимого романа советской эпохи – в «Мастера и Маргариту». Адольф Шапиро будет ставить в МХТ имени Чехова «Мефисто» Клауса Манна. А Дмитрий Крымов представил со своими учениками – «О-й. Поздняя любовь» по пьесе Островского.

"