Posted 9 сентября 2013,, 20:00

Published 9 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

«Почва и судьба»

«Почва и судьба»

9 сентября 2013, 20:00
В рамках Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» Русский музей проводит масштабную выставку, приуроченную к 120-летию со дня рождения Аркадия Пластова. Помимо широко известных произведений экспозиция демонстрирует малознакомые живописные и графические работы мастера, книжные иллюстрации, фотографии и док

Из Третьяковской галереи в корпус Бенуа «прибыли» самые хрестоматийные работы Аркадия Пластова: «Жатва» и «Сенокос» (обе – 1945), «Весна» (1954) и «Лето» (1959–1960). Настоящий «кладезь» являют собою произведения из собрания семьи Пластовых, в их числе серия эскизов, выполненных к представленной впервые в конце 1930-х годов на выставке «Индустрия социализма» картине «Колхозный праздник». Сочное, яркое, многоцветное полотно, своего рода коллективный портрет русского крестьянства. Пусть, реальная жизнь той поры была суровей и злей, но вдохновленный красотой природы и созидательного труда, «певец советского крестьянства» формировал особую опоэтизированную реальность, аккумулирующую в себе небывалый оптимизм, энергию и радость.

«Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту, – рассказывал о работе над «Праздником урожая» (авторское название «Колхозного урожая») сам художник. – Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует». Эта изначальная, «высшая» правда – одна из отличительных черт живописи Пластова. А еще пастернаковское: «И тут кончается искусство,/ И дышат почва и судьба». Недаром, именно словами «почва и судьба», предельно полно транслирующими сущность земного бытования Аркадия Пластова, названа и нынешняя экспозиция Русского музея.

«Мне мерещатся формы и краски, – записал Аркадий Александрович в 1935 году, – насыщенные страстью и яростью, чтобы рядом со всей слащавой благопристойностью они ревели и вопили бы истошными голосами». Пластовская природа ликует и «дышит», каждый образ, будь то человек или животное (коих на полотнах великое множество) – конкретен и индивидуален. Свежестью и светом пронизано полотно «Купание коней» (1938) – одна из первых знаковых работ живописца, совсем иное настроение заключено в картине «Фашист пролетел» (1942). Чарующая прелесть осенней природы, хрупкость молодых берез, золото земного покрова меркнут, «стынут» на фоне припавшего щекой к земле мертвого пастушка…

Неожиданно появление в экспозиции работ религиозного содержания, написанных Пластовым в середине прошлого столетия, то есть в эпоху «воинствующего атеизма»: «Зимний праздник (Никола)», «Освящение куличей», «Сергиев Посад. В трапезной». Есть в них что-то тайное, сокровенное, глубоко личное… И позволяющее по иному взглянуть на творчество художника.

"