Posted 9 сентября 2013,, 20:00

Published 9 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

К нам приехал… Робинзон

К нам приехал… Робинзон

9 сентября 2013, 20:00
Питерский театр «Зазеркалье» – явление в своем роде уникальное. Официально он называется детским, но при этом из года в год не перестает идти на отнюдь не детские эксперименты. Что ни название спектакля, то эксклюзив. Где еще, к примеру, можно увидеть инсценировку притчи Андерсена «Соловей»? А в «Зазеркалье» такой спек

В год своего 25-летия «Зазеркалье» вернулось с юбилейными гастролями в столицу. Последний раз эти питерские гости приезжали сюда в 1992 году, но тогда это был совсем юный музыкальный театр. Новая встреча открыла для москвичей мощную творческую группу, дерзкую, уверенную в себе и за труды свои увенчанную различными статусными призами («Золотой софит», «Золотая маска»). С площадкой коллективу повезло – и оперу, и мюзикл публика смотрела на Новой сцене Большого театра.

Программу составляли так, чтобы привлечь и взрослую, и юную аудиторию. Впрочем, самая недетская гастрольная постановка «Так поступают все женщины» воспринималась с энтузиазмом школьниками, которых рискнули привести на хулигана Моцарта родители-театралы. Постановка Александра Петрова, художественного руководителя и одного из отцов-основателей «Зазеркалья», имеет много общего с оперой-буфф: образы всех без исключения героев намеренно обросли гротесковыми чертами. Фьордилиджи и Дорабелла, две импульсивные особы, провожают своих женихов в армию и сразу надевают траурные наряды, готовясь к самому худшему. Новоявленные женихи, переодетые в турков Феррандо и Гульельмо, в очень специфичной манере начинают свои ухаживания, вызывая нарочитостью действий улыбку у публики – они нелепы, пародийны.

Нередко в погоне за красотой пения и собственного облика оперные певцы забывают о том, что спектакль – это не концерт, и в данный момент они не лауреаты международных конкурсов, а персонажи. Гости из Санкт-Петербурга, наоборот, продемонстрировали актерский талант и чувство юмора, чем покорили капризную московскую публику.

Недетские вопросы поставили «зазеркальщики» и в мюзикле «Робинзон Крузо» (на фото). В основу спектакля лег не только самый известный роман Даниэля Дефо, но и некоторые факты из биографии английского публициста, одного из самых активных политиков своего времени и агента разведслужбы. Главный герой спектакля – сам писатель и в одном лице будущий Робинзон – оказывается у позорного столба за памфлет в адрес властей. Детям и их родителям создатели спектакля предлагают свое видение Лондона тех дней – милые мамаши с грудничками наперебой обсуждают, с кем сегодня расправится палач (этот тип в своем кровавом одеянии расхаживает в предвкушении интересной работы), журналистка жаждет самоутвердиться в своей беспринципности, заклеймить позором героя на страницах своей газеты. Кстати, если верить историческим документам, Дефо терпел насмешки своих сограждан целых три дня, и при этом смог сохранить чувство юмора. Автор либретто, петербургский поэт Николай Голь, отправляет своего героя не на реальный остров, не тронутый цивилизацией, а на воображаемый, обрекая тем самым Робинзона на самую тяжелую форму одиночества – одиночество среди людей.

Было бы странным, если бы гастроли «Зазеркалья» прошли без спектакля, о котором в театре говорят с особым пиететом. Речь идет о «Детском альбоме» Чайковского. Либретто по мотивам произведений Набокова, Толстого и Гарина-Михайловского написал сам худрук, а оркестровку выполнил – и этим фактом стоит гордиться – Леонид Десятников. Кстати, композитор еще в конце 1980-х, в первый год существования театра, написал для него «оперу-детектив» «Браво-брависсимо, пионер Анисимов!». Собственно, «Зазеркалье» и славится тем, что люди здесь открыты для искусства, которое создается здесь и сейчас. Детям дают возможность прикоснуться к классической и современной академической музыке, тренируют слух, и маленькие зрители не противятся этому, даже наоборот. А вместе со своими чадами постигают новые пласты актуальной культуры и их родители – сначала с опаской (не каждая мама слушает на досуге опусы питерских композиторов), а потом с открытым сердцем.

"