Posted 9 августа 2007,, 20:00

Published 9 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Гардемарины, назад!

Гардемарины, назад!

9 августа 2007, 20:00
В российской культурной жизни новое поветрие – праздновать киноюбилеи. Раньше они укладывались в рамки телепрограмм или ток-шоу, теперь же по поводу круглых дат проводятся массовые гуляния, вокруг любого мало-мальски известного фильма бурлит светская жизнь. К примеру, на фестивале российского кино «Окно в Европу», откр

Обезьяна положила начало

Одним из первых масштабных мероприятий подобного рода был праздник в Цирке Никулина на Цветном бульваре, посвященный 25-летию фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Произошло это в декабре 1999 года и сделано было на широкую ногу. Елена Коренева, игравшая Марту, летала под куполом цирка. Леонид Ярмольник (сын барона) выполнял трюки с обезьянами, за что, правда, и поплатился – одна из них, увлеченная процессом, ударила актера по лицу. К счастью, тот отделался лишь здоровым синяком. На ностальгически-умилительную атмосферу вечера это не повлияло.

Юбилеи празднуют по-разному. 30-летие фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» в 2002 году отметили поездкой по «местам боевой славы». Участники съемочной группы (среди которых, к сожалению, уже не было ушедшего из жизни режиссера) приехали в Карелию, где проходили съемки, встретились с жителями окрестных деревень. А к 30-летию всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром» на доме 125 по проспекту Вернадского, где снималась картина, была установлена мемориальная доска с изображением главных героев неувядающей новогодней истории – Жени Лукашина и Нади Шевелевой. Естественно, в образах Андрея Мягкова и Барбары Брыльской.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА»

«Где вы, беззаботные подружки?»

Нынешний год, пожалуй, самый урожайный на круглые кинодаты. Парад юбилеев-2007 открыл вечер, посвященный 20-летию «Ассы» Сергея Соловьева. Он прошел в рамках кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Режиссер хотел, чтобы праздник получился «семейным», поэтому и отмечали юбилей не в Москве, а на выезде, на кинофестивале, который чаще всего действительно проходит в домашней атмосфере. Хотя уж кто-кто, а Сергей Соловьев толк в перфомансах знает. Он, собственно, и явился родоначальником такого рода увеселений в нашей стране, устроив 20 лет назад грандиозную премьеру «Ассы» в ДК МЭЛЗ. На юбилей приехали практически все главные лица – Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев, Александр Баширов. Делились воспоминаниями, помянули не доживших до юбилея оператора Павла Лебешева и Виктора Цоя, эффектно исполнившего в финале «Мы ждем перемен» и ставшего в итоге своеобразным «проводником перестройки». Завершилось все, разумеется, коллективным просмотром «виновницы торжества».

Эстафету подхватили «Покровские ворота». Чудесному ретро-фильму Михаила Козакова стукнуло в этом году 25. Этот юбилей решили отметить в стилистике картины. В зале кафе, где проходило торжество, можно было поиграть в домино, как делали в свое время Савва Игнатьич, Костик и даже незадачливый Хоботов. Была воссоздана обстановка знаменитой коммунальной квартиры у Покровских ворот с неизменным телефоном, висящим на стене, по которому девушки доставали молодого ловеласа. На благотворительном аукционе продавали костюмы и реквизит из фильма. На все это взирал главный герой – режиссер Михаил Козаков. Присутствовала на юбилее и Людочка – Елена Коренева, и Римма Маркова, сыгравшую яркую эпизодическую роль хирурга. Для «Покровских ворот» это был уже второй юбилей: 20-летие отмечали на катке на Чистых прудах, где, помнится, также очень любили проводить время герои картины.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ»

Фильм слишком долго плавал

В Доме кино отметили 45-летие ленты Владимира Чеботарева «Человек-амфибия». Впервые за эти годы практически вся съемочная группа картины собралась в полном составе. «Все 45 лет мы живем в атмосфере любви к нашему фильму миллионов зрителей», – сказал исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев. И к этой фразе, наверное, трудно придраться. Бум случился уже на премьере, которая состоялась в московском кинотеатре «Россия» (ныне «Пушкинский») – тогда был переаншлаг, люди даже стояли в проходах. Картина моментально стала лидером проката, песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» – хитом, а в прелестную Анастасию Вертинскую влюбилось без памяти множество молодых людей, проживающих в разных уголках Советского Союза. Между прочим, когда в США узнали о том, что у нас будут экранизировать фантастический роман Александра Беляева, недоверию американцев не было предела. Даже в Голливуде в то время отказались от подобной идеи из-за невероятной сложности подводных съемок. А «упрямые русские» (во многом благодаря мастерству оператора Эдуарда Розовского) сделали это! «Дальше все это кануло в Лету, никому оказалось не нужным, – сетовал на торжествах оператор. – «Человека-амфибию» назвали приключенческим фильмом, который чужд советскому народу, пропагандой буржуазной жизни. Короче говоря, все мои ухищрения по поводу новых подводных дел кончились ничем». К счастью, эти «ухищрения» оператора отмечены сейчас – Эдуарда Розовского наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

Еще одним отечественным юбиляром этого года является фильм Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице», чье 50-летие было отмечено в Доме кино. «Время было замечательное – все было как-то легко», – вспоминал о съемках своего дебюта Марлен Хуциев. На этой картине, кстати, состоялся и операторский дебют Петра Тодоровского.

Именно в этом, в воспоминаниях о «легкости», сопутствующей молодости, наверное, и кроется одна из причин популярности старого кино. Кинематограф – эта удивительная, сказочная машина времени – переносит людей в те годы, когда им было просто хорошо. И для каждого человека определенный фильм, так же, как и мелодия, связана с каким-то периодом жизни, о котором хочется вспоминать. Причем, ностальгия по ушедшему свойственна не только людям «за 60». И в 35 вполне можно светло взгрустнуть, вспоминая счастливые каникулярные деньки, когда бегом бежишь к телевизору, чтобы посмотреть очередную серию «Приключений Электроника» или «Гостьи из будущего».

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН»

Дух робота R2D2

Юбилеи любимых картин, конечно, отмечают не только в России. В этом году, например, с большой помпой встретили 30-летие легендарных «Звездных войн». Около 25 тыс. поклонников картины со всего мира приехали в Лос-Анджелес. Фанаты фильма приветствовали друг друга словами: «Да прибудет с тобой сила!» и сражались на лазерных мечах. На голливудских улицах появились почтовые ящики, напоминающие персонажа фильма робота R2D2. Первый подобный ящик возник на улице перед кинотеатром Grauman Chinese Theatre, в котором состоялась премьера «Звездных войн» в 1977 году. А в Лондоне открылась специальная выставка, посвященная картине.

Ровно через неделю исполнится 20 лет фильму «Грязные танцы». Именно 17 августа 1987 года состоялась премьера этой картины. К юбилею основательно подготовилась одна из компаний, выпускающих компьютерные игры. Создатели компьютерной версии «Грязных танцев» называют свою игру «казуальной головоломкой» и обещают, что игроки смогут погрузиться во внутренний мир героини фильма. Фильм абсолютно незамысловатый, однако прошло 20 лет, а о нем помнят, и его не противно и не скучно пересматривать! У российских зрителей эта лента тоже связана с определенными воспоминаниями – она появилась в те годы, когда в нашей стране пышным цветом расцвели всевозможные видеосалоны, и редкий старшеклассник тогда отказывал себе в удовольствии посещать подобные киносеансы.

В безграничной любви к старому кино присутствует еще и момент объединения, а такие моменты в нашей жизни случаются все реже и реже. В Интернете появилось немало тестов, которые с легкостью определят, насколько гражданин вписывается в местный культурный социум. Продолжить фразу «Наши люди в булочную...» нам не составляет никакого труда. А если один человек вдруг произносит, к примеру: «Руссо туристо», все присутствующие могут тут же продолжить: «Облико морале!» И никому не надо объяснять, что эта фраза – из знаменитого фильма «Бриллиантовая рука». Согласитесь, в этом есть что-то теплое и светлое.

Будут ли через 10, 20, 30 лет с такой же любовью и радостью отмечать юбилей, скажем, «Ночного дозора», покажет время. Пока такой всенародной любви к фильмам 90-х и 2000-х не наблюдается. Многие скептики уверены, что сегодняшнее кино никогда не станет столь близким и любимым. Но, несомненно, найдутся зрители, которые вспомнят добром и только что снятое кино, и киношлягеры ближайшего будущего. Ведь кто-то наверняка пойдет на первое свидание с девушкой на эти фильмы, а такое не забывается!

ЮБИЛЕИ ЭТИХ КАРТИН ЕЩЕ МОЖНО ОТМЕТИТЬ В 2007 ГОДУ

«Третья Мещанская» Абрама Рома (80 лет)
«Бесприданница» Якова Протазанова (70 лет)
«Золушка» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро (60 лет)
«Летят журавли» Михаила Калатозова (50 лет)
«Иваново детство» Андрея Тарковского (45 лет)
«Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова (45 лет)
«Июльский дождь» Марлена Хуциева (40 лет)
«В огне брода нет» Глеба Панфилова (40 лет)
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Леонида Гайдая (40 лет)
«Холодное лето пятьдесят третьего» Александра Прошкина (20 лет)
«Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой (20 лет)

"