Posted 9 июля 2012,, 20:00

Published 9 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:26

Updated 8 марта, 05:26

Врагов надо съедать с хрустом

Врагов надо съедать с хрустом

9 июля 2012, 20:00
Врагов надо съедать с хрустом

Несколько дней занималась срочной работой, практически игнорируя Интернет, а когда наконец, улучив минуту, залезла за новостями в Facebook, – сразу наткнулась на два идущих друг за другом сообщения. Каннибалы в Папуа – Новой Гвинее съели семь избирателей и сорвали выборы. И в «Московских новостях» закрыли отдел культуры. Неожиданное соседство в ленте новостей вдруг открыло некоторое сродство событий.

Если бы каннибалы съели какого-нибудь одного избирателя, это можно было бы счесть случайностью, но ведь не семерых же! Если бы закрылся какой-нибудь один отдел культуры, оставалось бы вздохнуть: не повезло. Увы, закрытие культурных порталов (Openspace), переформатирование до полной неузнаваемости газеты «Культура», «перестройка» отдела в «МН» в последние полгода стали привычным рефреном жизни. Так и начинаем день: ну, какие новости? Кого еще скушали? И едят как-то очень целенаправленно...

В Папуа уже нашлись предприимчивые политики, которые объяснили, что скушали всех по заслугам, избиратели были несимпатичные, да и вообще – кому они нужны, эти выборы? По поводу закрытых изданий прочла уважаемых коллег, пишущих, что все эти openspace и им подобные были самодовольными, непрофессиональными и т.д. Да и вообще, кому сегодня нужны рецензии, колонки и просто любые статьи о культуре?

Про выборы в Новой Гвинее ничего сказать не могу – может, и впрямь, они там нужны, как корове зонтик... Но вот нужны ли рецензии нашим читателям и читает ли их хоть кто-нибудь – вопрос, требующий проверки. Как честный человек начала с себя. Решила изучить количество кликов на собственные статьи, мужественно приготовившись к худшему. Сразу признаюсь, лень помешала открывать ссылки методично и одну за другой. Тыкалась наобум и вперемежку, проглядывая тексты последних лет. Остановилась на статье, собравшей 204 тысячи 508 человек. Статья была о привозном польском спектакле малоизвестного у нас режиссера и с совсем неизвестными актерскими фамилиями... Закрыла Интернет, налила себе кампари со льдом в виде поощрения. Потом, взяв в руки ручку и бумагу, занялась нехитрыми подсчетами. Пусть в Москве в день выходит 10 театральных рецензий... Получается два миллиона читателей (я не мелочная, четыре тысячи пятьсот восемь человек отбросила, чтобы не путались под ногами). А если добавить сюда музыку, кино, выставки... Расчеты пришлось отложить. Поскольку и без дальнейших математических операций стало понятно: версия о том, что отделы культуры закрывают за отсутствием читателей, не прошла следственного эксперимента.

Потребность в чтении «про культуру», как показал опыт, есть, и она все растет. Культурных событий вокруг становится так много, что ориентироваться в них самостоятельно уже не способен даже самый продвинутый пользователь. Есть у меня упертый знакомый, который не спит, не ест, целый день перемещается с выставки на кинопоказ, а с него на премьеру, а потом – в клуб. Мечется, как ошпаренная кошка, и все равно – фатально что-то пропускает. Что уж говорить о простых смертных? Отделы культуры ухитряются из разномастных осколков разнообразнейших событий собирать мозаику культурной жизни, некое общее пространство, сложно структурированное и организованное, с выстроенной иерархией ценностей и более-менее аргументированной системой оценок.

Только, похоже, «полезность» такой культурной деятельности никак не спасает ее от поедания...

Лично у меня появилась только одна версия, подсказанная – буду честной – бесхитростными каннибалами Папуа – Новой Гвинеи. Каннибалы, не мудрствуя, просто сожрали неприятных людей, которые осложняли им жизнь. У нас тоже не любят «осложнителей» жизни. Какой-нибудь скромный эксперт у нас подозрительно быстро обретает статус врага народа. Не верите? Только один пример.

С месяц назад один из самых уважаемых наших режиссеров в развернутом интервью дал оценку спектаклю другого режиссера. Оценку негативную, понятное дело, если б похвалил, – решительно все были бы довольны. А так как обругал, то началось светопреставление! Другие модные режиссеры, испугавшиеся, что этот честный профессионал и про их постановки скажет что-нибудь нелицеприятное, поспешили обозвать выступление доносом. Открыл, дескать, секрет (до интервью про качество спектакля никто даже не догадывался). Объявили, что режиссеры НЕ ИМЕЮТ ПРАВА (!!!) публично говорить о спектаклях коллег (ей-богу, лично читала и слышала весьма темпераментные высказывания по этому поводу!). Животноводы могут, домохозяйки – сколько угодно, даже критики, хоть они ничего и не понимают, но могут. А вот режиссеры – ни-ни (видимо, потому, что понимают слишком много). В общем, страсти просто пылали, разве что до каннибализма не дошло. Пример простенький, но наглядный.

Представляете, сколько самолюбий задевают отделы культуры, где высказываются ежедневно и систематично? Показательно, что уже который культурный ресурс закрывают, а что-то о протестах деятелей искусств не слышно... Аппетиты все растут, жертв все больше. В Папуа такой простой демонстрацией силы сорвали выборы. Понять бы, кого хотят устрашить у нас...

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"