Posted 9 июля 2008,, 20:00

Published 9 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:03

Updated 8 марта, 08:03

Череп для «вольного каменщика»

Череп для «вольного каменщика»

9 июля 2008, 20:00
Масонская коллекция Музея истории религии, насчитывающая 160 экспонатов, впервые показана в Питере. Выставка «Масонство: история, ритуал, символика» посвящена истории этого тайного общества в мире и в России. Взглянуть на ценные раритеты приехали 86 зарубежных гостей, среди которых было немало Великих Мастеров. Глава В

Символы и ритуальные предметы масонов оказывают завораживающее впечатление даже на человека с весьма критическим складом ума. Попадаешь в выставочный зал, и на стене прямо перед собой видишь огромное черное покрывало с серебряными черепами, слезами, циркулем, угольником, веткой акации. Этот экспонат, вышитый серебряной канителью, – не простое покрывало, а знаменитый покров, набрасываемый на человека во время таинства посвящения в степень Великого Магистра. Чуть правее за стеклом – две масонские комнаты: Комната Размышлений (Темная Храмина) и Комната Посвящений. В Темной Храмине, обитой черным крепом, на черном столе светится лишь свеча в черепе. Привыкнув к темноте, видишь песочные часы, толстую книгу да золотистый крест на черной крышке гроба. Именно в такой обстановке кандидаты в масоны во всех странах размышляют о своей готовности принять посвящение. Устрашающие ритуальные символы напоминают им о бренности всего сущего. Утвердившись в решимости, кандидат попадает в Комнату Посвящения, где будущие братья подвергают его другим ритуалам, способным довести слабонервного до обморока. Зато тех, кто выдерживает, ждет особое общество равных «вольных каменщиков».

В витринах старинные пяти- и шестиконечные звезды, фарфоровые статуэтки времен Ложи Мопсов, символика приверженцев Креста и Розы (розенкрейцеров), богато украшенные драгоценными камнями серебряные подвески (масонские знаки). Тут же разной формы ленты мастеров – обязательные ритуальные предметы, вручаемые при посвящении в степень, белые перчатки с пятиконечными звездами, шпаги. Во втором зале множество документов, рукописей, фотографий. Бросается в глаза разнообразие масонских фартуков, называемых запонами. «Запоны можно считать наиболее ценными экспонатами нашей коллекции, – поясняет «НИ» куратор выставки Марина Птиченко. – Запоны являются важнейшей частью масонского ритуального облачения».

По словам Марины Птиченко, масонство в России активно начало развиваться с 1770-х годов. Первым русским масоном был царь Петр I, правда, как оговаривается куратор, его портрета в масонской коллекции Музея религии нет. Зато со стен на нас невозмутимо смотрят портреты графа Суворова и царя Александра I. Период его правления отмечен расцветом деятельности российских «вольных каменщиков».

«В начале 90-х годов XX века масонство в России возродилось, – отмечает Марина Птиченко. – Вот у нас все спрашивают: правда ли, что масоны дали вашему музею денег на эту выставку? Нет, неправда! Но Великая Ложа России помогла – нам дали на период выставки такие современные экспонаты, как штандарт, шпагу, масонское облачение, конституцию Великой Ложи. Сам Великий Мастер Андрей Богданов нашу выставку открывал наряду с директором музея Борисом Аракчеевым. Мы, музейщики, убеждены в том, что масонство, возникнув почти триста лет назад, продолжает оставаться значимым явлением мировой культурной и общественной жизни. Ведь сегодня в России насчитывается несколько сотен масонов. В числе «вольных каменщиков» наших дней – российские чиновники, преподаватели, предприниматели, врачи и журналисты. Может быть, посетив нашу выставку, люди перестанут относиться к масонам со страхом и предубеждением?»

"