Posted 9 июня 2015,, 21:00

Published 9 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:43

Updated 8 марта, 03:43

«Укрой меня своей чугунной шинелью»

«Укрой меня своей чугунной шинелью»

9 июня 2015, 21:00
Среди участников V международного Платоновского фестиваля искусств – театральные коллективы, музыканты, художники и литераторы из 24 стран. В афише фестиваля 32 спектакля, 16 концертов, восемь выставок, парад уличных театров, кинопоказы, а также церемония вручения Платоновской премии в области литературы и искусства (1

Летний Воронеж удивительно хорош и благодушен. Полыхают розарии, в парках играют оркестры, на отремонтированной набережной толпятся свадьбы. На Советской площади раскинулась книжная ярмарка. В музеях идут выставки. Павел Филонов из Русского музея Санкт-Петербурга и местного музея Крамского. Музей Бахрушина привез свою коллекцию театральных художников из стран нынешнего СНГ. В предназначенном на слом старом здании газеты «Коммуна» разместилась изумительная экспозиция – «Сущий энтузиазм жизни», где развороты местных газет, в которых печатался Андрей Платонов, соседствуют с фотографиями 1920–1930 годов, запечатлевшими платоновских современников, прототипы и сюжеты его прозы. Произведения великого писателя, когда видишь их не в книге, а на газетной полосе, реально изменяют сознание. Вот страница газеты «Железный путь», где соседствуют Платонов и Мандельштам. Рядом разворот газеты «Красная деревня», где статья о бешенстве среди скота рядом с платоновским «Христос и мы». В «Воронежской коммуне» его «Выключенные дни» даны встык со статьей о вреде абортов (привет Госдуме)... Репортаж о болезни Ленина – и тут же его «Общество друзей обновленной земли»... Тебе кажется, что ты видишь «сор, из которого росла» его проза. А на фотохронике 1920–1930-х годов запечатлены лица, фигуры, сюжеты его рассказов, его «Котлована», его «Чевенгура»...

В музыкальной программе – Михаил Плетнев и Ришар Гальяно, Марк Пекарский и «Музыка народов мира в Белом колодце». Небольшое озеро в песчаном карьере, в котором проходит ежегодное авторалли, преобразилось. Сцена – специально насыпанная квадратная площадка, уходящая в озеро, где декорациями служат белые скалы и темная вода. Все спецэффекты удваивались: сияли огнями на скалах и отражались в воде. 2,5 тыс. человек расположились на ковриках, пластиковых стульях, за столиками vip-зон. И в течение почти шести часов слушали группы из Белоруссии, Грузии, Армении, Ливана, Израиля. «Такого в Воронеже еще не видели!» – вынесли приговор наплясавшиеся студентки на автобусной стоянке… Платоновский фестиваль, придуманный и созданный руководителем Камерного театра Михаилом Бычковым, за пять лет привнес в Воронеж дыхание большого культурного мира и подружил с ним горожан. 20 тыс. билетов были раскуплены еще до начала Платоновского фестиваля (впечатляющее число для города-миллионника).

Благо расположенные в шаговой доступности площадки дают возможность перебежать с простодушной «Коровы» театра «Артишок» на киносеанс фильмов Якова Протазанова в «Коммуне» (старые фильмы демонстрируются каждый вечер с живым тапером). Кто-то совмещал мастер-класс и Жанти, привезшего в Воронеж свой шедевр после его показа на Чеховском фестивале. Самым экстремальным зрителям удавалось совместить опрокидывающего «Врага народа» Льва Додина с камерной работой студентов 3-го курса Виктора Рыжакова Школы-студии МХТ «Платонов. Встреча первая».

Мхатовские студенты с явным азартом и удовольствием вживались в мир платоновской прозы. Выбирая и высекая из рассказов писателя сюжеты и темы, которые особенно близки юным душам – любовь к матери, первое чувство, первое горе, первые трудности на выбранном пути, они талантливо выбирали то, что пока по размеру душе, выгребая из водоворотов затягивающего авторского стиля.

Постановка же «Врага народа» (МДТ), похоже, только набирает высоты, становится с каждым годом все актуальнее и острее. Виденный мной в Москве и Питере спектакль Льва Додина в Воронеже не только обрел новых исполнителей, но и особый контекст.

В конце первого действия, после монолога доктора Стокмана –Сергея Курышева о «зараженных водах», отравляющих город, водолечебницу, здоровых и больных, в зале раздался женский голос – «Воронежский никель!», вызвавший явный одобрительный отклик зала. Недоумевающим гостям в антракте разъяснили, что под Воронежем найдены никелевые залежи, и теперь общественность тревожится о черноземе, о городских водоемах, о городском воздухе…

Тяжко противостоять прессу государства, еще тяжелее идти против мнения сплоченного большинства, особенно в пору «охоты на ведьм» и разоблачений врагов народа.

Сильно прибавив в актуальности, «Враг народа» прибавил и в мрачности диагноза состояния общества. Звон разбиваемых разгневанной толпой стекол дома Стокмана звучит, как канонада… Синий мертвенный потусторонний свет в финальной сцене освещает одинокую фигуру Стокмана–Курышева, который сидит среди опустевшего пространства, придавленный самым тяжелым искушением в жизни – искушением власти, и печально констатирует: «Самый сильный человек – тот, кто абсолютно одинок»…

Платоновский фестиваль – то странное место на нашей культурной карте, где разнообразные одиночки со всего мира могут ощутить плечо друг друга, поддержку зала и энергию противостояния энтропии.

"