Posted 9 июня 2004,, 20:00

Published 9 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Алексей Козлов

Алексей Козлов

9 июня 2004, 20:00
Произнеси простую русскую фамилию «Козлов» в присутствии не меломана, а нормального человека – переспросит: «Это какой?». Но стоит лишь уточнить: «Ну тот, который Козел на саксе, фару-фару...» – и лицо собеседника расплывется в улыбке: такой Козлов у нас единственный и неповторимый. Сегодня знаменитый джазовый композит

– Скажите, Марк Розовский за использование на обложке словосочетания «Козел на саксе» с вас ничего не потребовал?

– Он действительно сочинил знаменитый монолог с таким названием для Александра Филиппенко. Что касается авторства, то в том монологе им были использованы некоторые из моих текстов, записанных на магнитофон режиссером спектакля «Взрослая дочь молодого человека» Анатолием Васильевым. Он тогда пригласил меня консультантом. Я сидел, окруженный молодыми артистами, и воспевал романтику своей молодости, времени стиляг...

– А вам в том спектакле сыграть не предлагали?

– Что вы, это же было в 70-х, когда у меня и без спектаклей дел хватало. Я только начал ездить с гастролями по стране. Кстати, чуть позже Васильев поставил знаменитый спектакль «Серсо», к которому я тоже готовил всю музыку. А вот в конце 80-х сыграть на театральной сцене мне действительно довелось. Было это в спектакле «Джазмен» Виталия Павлова, а играл я там как бы самого себя. Мы с этим спектаклем даже в Америку, в Вудсток, ездили, на театральный фестиваль.

– А какие у вас сейчас отношения с телевидением?

– Никаких! Сейчас музыкальные программы остались лишь на телеканале «Культура». Недавно прошли передачи «Линия жизни», «Джем-5», «Жила-была цензура» и «Дачники» с моим участием. На центральных каналах вообще музыкальных программ не осталось. Ни серьезных, таких, как «Вокзал мечты», ни даже попсовых вроде «Программы А». Государственное телевидение стало прибежищем политиков, дешевых сериалов, многочисленных ток-шоу и лотерей. Мне с моими программами (а были ведь и «Импровизация на тему» на 3-м канале, и «Весь этот джаз» на 1-м) на телевидении уже нет места. Хотя, если бы у меня была возможность, я рассказал бы много интересного из истории музыки ХХ века.

– Вы очень хорошо знаете телевизионную кухню, почему же, на ваш взгляд, серьезные музыкальные программы вытеснены за пределы эфирного пространства?

– Так там уже давно все решают рекламодатели, которые ориентируются на собственные вкусы и представления о культуре! Они думают только о доходах, и никакие силы не заставят их терять деньги на тех передачах, которые, по их мнению, будут иметь низкий рейтинг. Если раньше на советском телевидении, несмотря на запрет, мы иногда прорывались в эфир, поскольку имели тайных поклонников среди редакторов, обманывавших свое начальство, то сейчас человека с мешком денег не обманешь. Если он никогда не слышал «Арсенал», то не допустит его появления на телевидении, где идет ожесточенная борьба за каждую минуту эфирного времени. А еще меня поражает то, что даже футбол по центральным каналам почти не показывают. Слава Богу, есть пока еще спортивный 6-й канал и 7ТВ. Так что я купил «тарелку» и поставил себе НТВ+, чтобы смотреть любимую игру и кино, различные просветительские, исторические и научно-популярные программы Discovery.

– Вы уже лет 15 пишете музыку на компьютере. Много времени он вам экономит?

– Не «на компьютере», а «при помощи» компьютера. Это не только моя «авторучка», он мой помощник, кормилец и даже друг. Я, наверное, был первым из музыкантов, кто стал еще в советские времена работать на IBM. Раньше меня был, естественно, Артемьев, но он использовал «Макинтош». Внимательно слежу за всеми новинками в мире программ, носителей, интерфейсов и много чего еще. Если бы не компьютер, думаю, я не смог бы издать свои циклы «История джаза» и «Инструменты в джазе», не сочинил и не аранжировал бы массу музыкальных пьес.

– Многие считают, что музыку на компьютере писать довольно просто: выучил ноты, сел за компьютер, вошел в директорию и начал писать ораторию…

– У нынешних так называемых аранжировщиков, казалось бы, очень простая жизнь. Сейчас можно купить огромное количество виртуальных звуков, а главное – заготовок-лупов. Так что вся современная дискотечная музыка действительно строится на этих полуфабрикатах. Здесь ничего сочинять особенно не требуется, только складывать готовые «кирпичики». Но вся эта простота оборачивается в результате низким качеством самого продукта. Все такие «произведения» неинтересны и похожи друг на друга, а главное – недолговечны, как и «звезды», их исполняющие.

– А оригинальная музыка в России сейчас, по вашему мнению, есть?

– Конечно, надо только походить по клубам, и увидишь, что у нас есть масса талантливых людей, которые играют замечательную живую музыку. Совсем недавно в клубе «Бункер-2» проходил фестиваль русского прогрессив-рока, я получил колоссальное удовольствие. Честно говоря, я даже не представлял, сколько в России существует «играющих» коллективов. Это и есть настоящий протест, причем протест не политический, а эстетический, против примитива, непрофессионализма, наглости и тупости. Это и есть современный андеграунд, субкультура, находящаяся в глухом подполье.

– А есть ли шансы у этих талантливых ребят пробиться на большую сцену?

– Думаю, никаких. Их удел – это культура добровольного подполья. Им противостоят очень серьезные силы. Скажем, если все настоящее, талантливое, а не «тусовочное», будут показывать по телевидению, то «Фабрика звезд» быстро прогорит. Зрители, даже самые непритязательные, постепенно поймут, кто есть кто. А что касается наших юных попсовиков, то у них, конечно, есть своеобразный талант, но выражается он в непреодолимом стремлении во что бы то ни стало быть популярными. И эта тенденция характерна не только для России. Но в развитых странах настоящее искусство прекрасно существует не только потому, что там высокий культурный уровень публики. На Западе есть такое явление, как меценатство. Там существует масса фондов, которые поддерживают симфонические оркестры, организуют многочисленные фестивали. У нас это явление только зарождается. Но пока ни джазменов, ни группы прогрессив-рока никто не поддерживает.

– Вы блестящий музыкант, глубоко знаете историю музыки, обладаете талантом рассказчика. Почему вы не откроете мастер-класс?

– Наверное, потому, что преподавать мне не интересно. Хотя именно сейчас по просьбе школы менеджеров «Арсенал» я согласился вести семинар для топ-менеджеров.

– О чем вы им рассказываете?

– Семинар называется «Стиль, импровизация, джаз и бизнес».

– Простите, а что между ними общего?

– Как ни странно, очень много. Драйв, чувство ритма, чувство риска импровизатора, лишенного права на ошибку, свойственно не только джазменам, но и предпринимателям. А еще синкопа – главный атрибут в джазе – он присутствует как самая главная составляющая в бизнесе. Опередить конкурента, на долю секунды раньше принять единственно правильное решение и выиграть, не погореть! А знание стилей и умение создавать свой стиль в бизнесе – это ли не основа для успеха и богатства? Затем я рассказываю о различных молодежных движениях в истории человечества и их тесной связи с политическими и экономическими событиями. Как не вспомнить такое явление ХIХ века, как дендизм, потерянное поколение в Европе, возникшее после Первой мировой войны, английских тедди бойз, послевоенных битников и тинейджеров в США, а затем уже хиппи и всю рок-культуру, затем протест панков и хип-хоперов. А в противовес этому появление яппи и их культуры – стиля New Age. А то, что привлекает современное «пустое поколение», «выбравшее «пепси», – трясина диско!

– Какие стили господствуют в мире сейчас?

– К сожалению, в настоящий момент во всем господствует особая эклектика, которую не совсем точно иногда называют таким термином, как постмодернизм. Темп жизни возрос, мода не может держаться годами, как прежде. Да и у каждого человека сейчас своя мода. Компьютеры, Интернет, мобильники с фотоаппаратами и модемами и многое другое заставляют людей принимать решения все быстрее и быстрее. После хип-хопа и постпанка в музыке ничего принципиально нового так не появилось. «Арсенал» в последнее время играет в стиле, который трудно определить одним словом. Иногда я чувствую некое родство с сюрреализмом, где вполне реальные элементы сочетаются в нереальных формах. Каждая пьеса состоит из быстро сменяющих друг друга кусков, относящихся к самым разным эпохам и культурам…

– Говорят, вы страстный болельщик. Какой футбол смотрите?

– Любой, причем болею, естественно, за лондонский «Арсенал».

– Сейчас модно за «Челси» болеть…

– Я считаю это аморальным – россиянам вкладывать огромные деньги в зарубежные команды. Не мое это дело – чужие деньги распределять, но почему бы эти средства не пустить на поддержку отечественного футбола, который в последнее время все больше зависит от меценатов?

– А за кого вы в чемпионате России болеете?

– За «Торпедо», причем уже с 1946 года.

– Как, по-вашему, сборная России выступит на чемпионате Европы, который стартует в Португалии?

– Я патриот российского футбола, но думаю, что нам вряд ли удастся даже выйти из группы. А уж о медалях и мечтать не стоит. Гранды ведь совсем в другой футбол играют.

– Почему вы не хотите обзаводиться загородным домом и работать вдали от столичной суеты?

– Мне он пока практически не нужен, поскольку все контакты, вся работа протекает в Москве. К тому же я с утра до вечера сижу за компьютером.

– Какая публика сегодня ходит на «Арсенал»?

– В основном те, кто в 80-е был либо школьником, либо студентом. Но, знаете, меня поражает и радует, что на наши концерты многие приводят детей. Понимаете, слушать в консерватории классику ребенку все-таки сложновато, а тут они с удовольствием слушают живую ритмичную музыку.

– Что вы сейчас читаете?

– Как обычно, все на свете: от детективов до эзотерики. Люблю историческую литературу. Обожаю открывшееся для нас недавно творчество таких писателей-эмигрантов, как Марк Алданов или Гайто Газданов. Не стыжусь признаться, что с удовольствием прочитал всего Акунина, заинтересовался последним двухтомником Солженицына «Двести лет вместе», о котором так много противоречивых отзывов. А именно сейчас я перечитываю Гурджиева и работу Акима Арутюнова «Досье без ретуши» о Ленине. Кстати, нарушая все советы школьных учителей, читаю по две, а то по три книги одновременно.

Справка «НИ»

Народный артист России Алексей КОЗЛОВ родился в Москве в 1935г. Образование – высшее (Московский архитектурный институт). С 1957г. Козлов руководил собственными джазовыми коллективами, принимал активное участие в создании джаз-клубов. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. В 1973г. создал ансамбль «Арсенал», заложивший основы отечественного джаз-рока. С 1986г. ведет активную журналистско-публицистическую деятельность по пропаганде джаза и рок-музыки в нашей стране. В 90-е вел несколько музыкальных телепрограмм. Автор книги «Рок: истоки и развитие» и мемуаров «Козел на саксе», вышедших в издательстве «Вагриус» в популярной серии «Мой ХХ век». Имя Алексея Козлова упоминается в ряде зарубежных музыкальных энциклопедий и словарей, а также в авторитетнейшем справочнике The International Who’s Who (Europa Publications Ltd., London).

"