Posted 9 июня 2004,, 20:00

Published 9 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Владимир Басов-младший

Владимир Басов-младший

9 июня 2004, 20:00
Режиссер и актер Владимир Басов-младший, сын Владимира Басова и Натальи Фатеевой, в качестве актера попал в кино еще школьником. Его режиссерский дебют пришелся на глухие 90-е, когда отечественный кинопрокат приказал долго жить. Сегодня на его счету такие сериалы, как «Кобра. Черная кровь», «Любовь.ру», и мистический т

– Почему в последнее время вы снимаете только сериалы?

– Работаю на заказ. Я всегда говорил, что 90-е годы – время отсутствия всякого кино. Первое десятилетие нового века – сериалы. А в 2010 году сериалы наверняка уйдут и вернутся фильмы. Кинотеатры ведь уже приличные – деньги в кино стали приходить. А главное, профессия вернула себе престиж. Было время, когда простой люд относился к ней как к глупости: «Чем ты занимаешься? Люди вон бабки заколачивают!»

– У вас не было соблазна уйти заколачивать бабки?

– Я в свое время просился в бизнес, говорил – возьмите меня, я у вас что-нибудь поделаю. Но, что называется, «не подпустили». Как декабристы Пушкина.

– Если вы работаете «на заказ», значит, не снимаете то, что хочется?

– Не проходит! Относишь в Госкино сценарий, регистрируешь, но, к сожалению, один пролет, другой… Всю жизнь мечтал снять «Доктора Живаго»! Отказывали потому, что родственники Пастернака не давали прав на экранизацию. А тут узнаю, что Прошкин начинает снимать и два месяца назад права выкупили. Мечта жизни улетучилась.

– Вы учились в мастерской Бондарчука. Как складывались ваши отношения с мастером?

– Нам повезло, что Бондарчук в это время ничего не снимал и все время к нам ходил. Я получал огромное удовольствие от его занятий. И он мне прощал то, что другим, быть может, и не простил бы. Все-таки я был нагловатым типом. Понятно, почему, – и в кино уже снимался, и родители знаменитые. Позволял себе некоторое амикошонство. Меня можно было бы уже сто раз выгнать, но он почему-то это терпел. Именно он научил нас тому, что кино – это очень серьезно. Очень!

– Тем не менее, у вас актерский диплом, но не режиссерский. Как же случилось, что вы стали режиссером?

– После ВГИКа я несколько лет работал актером, снялся в 30 картинах. А в 1988 году возникла студия «Дебют», я принес туда один сценарий, другой, третий. И в 1991 году дебютировал как кинорежиссер. Тогда любой желающий, кто имел высшее образование, мог попробовать свои силы. В перестройку, чтобы снимать, «корочки» не требовались. Алеша Балабанов – педагог, Валера Тодоровский – сценарист. Мне вообще кажется, режиссура –это не профессия, а стиль жизни. Так мозги устроены. Один режиссер увидел, как падает автобус с горы. Все остались живы. Но первая мысль, которая у него возникла:«Как это можно было бы хорошо снять!» Нам в свое время предложили снять про то, как под горной лавиной погибли люди. Мы отказались. Подумали, что «притянем к себе» историю.

– Тем не менее, суеверия не помешали вам снять мистический фильм «Чистые ключи». Кстати, вы ведь давно эту картину сняли, и ее до сих пор нигде не показывали – она значится лишь в вашем послужном списке…

– Фильм должен был выйти еще в сентябре прошлого года. С тех пор прошло уже много времени, а картина нигде не может «всплыть». Актеры звонят мне, беспокоятся. Видимо, мы попали в круг чьих-то финансовых интересов. Говорят, у нас такого никто не снимал. Суть картины в том, что в глухую деревню Чистые ключи попадает экспедиция из Москвы, которая должна разведать место для будущего трубопровода. И оказывается, что в этой деревне живут особые люди и происходят всякие чудеса. Москвичи окунаются в эту жизнь и в результате становятся самими собой, «очищаются». Как и в «Твин Пиксе», мы немного водим зрителей за нос: «Было – не было».

– Ваша первая картина «Бездна. Круг седьмой» тоже была мистическим триллером. Вас всерьез интересует мистика?

– Да меня просто зовут на такие картины. Как ни странно, с годами я даже меньше стал во все это верить – в колдунов, экстрасенсов и так далее. Обычно с людьми происходит наоборот.

– Вы ведь не общались с отцом до 18 лет. А как произошло примирение?

– Просто я подрос, мы созвонились, встретились и стали дружить. Я понимал, что жизнь есть жизнь. Конечно, наверное, лучше б они с мамой не разводились, когда мне было 4 года. Но так уж случилось. Папа позвал меня сниматься в свою картину, потом в другую... Потом его хватил инсульт, и он четыре года лежал. И это уже были поездки по больницам...

– Насколько я знаю, воспитывали вас дедушка с бабушкой. Кем они были?

– Никакого отношения к кино не имели, жили в Харькове. Дедушка был военный, а бабушка – директор ателье. Так что, как вы понимаете, Наталья Николаевна Фатеева, моя мама, пошла в актерство сама. К моменту окончания школы я уже снялся в двух картинах: «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Туда был очень большой кастинг, как сейчас говорят. Меня позвали на пробы. Очень много детей пробовалось. Картины-то были эпохальные, каждая по миллиону долларов.

– А каков был первый гонорар?

– Платили 100 рублей в месяц, картина снималась полгода. В общем что-то заработал. Меня покрасили в рыжий цвет, и два года я ходил с вытравленными волосами. За это меня прозвали Рыжим.

– А помните ваши первые впечатления от съемок?

– Я все-таки кинематографический ребенок. Так что ничего особенного для меня в съемках не было. Единственное, мне все это очень не нравилось. Мне не дали возможности жить нормальной детской жизнью – играть в футбол, смотреть телевизор и т. д. Были бесконечные экспедиции – в Ялту, Севастополь, Керчь. Мне некогда было учиться. После школы приходила машина, я ехал на съемки, домой возвращался в час ночи.

– Со своей супругой вы познакомились еще в школе. А помните, как это произошло?

– Оля пришла к нам в 10-й класс. Это был урок географии. Вошла девочка, которая приехала из Америки. Ее родители работали в ЮНЕСКО, и в два года ее увезли сначала в Париж, а потом в Нью-Йорк. В 10-м классе она вернулась в СССР и пришла к нам в школу. Тут мы и встретились. Влюбились друг в дружку, а сразу после школы поженились.

– Как получилось, что вы стали вместе снимать фильмы?

– Некому было работать. Кино было в застое, денег не платили, все ассистенты разбежались. И я попросил Ольгу помочь. Получилось. Я торпеда, которая идет по волнам, а Ольга – глубинная бомба, ее не видно, но она страшнее. То есть она отвечает за глубину повествования, а я за внешний вид.

– Сейчас все ищут «героя нашего времени». А про кого вам лично интересно снимать?

– В разных ситуациях разные герои. Но снимать мне интересно про любовь. Вот сейчас мы запускаем сериал о войне. Место действия – Москва 1941–1945 годов. История любви юноши и девушки. Они разлучаются на всю войну, а встречаются только 9 мая 1945 года. Война у нас в памяти, в генах. Для меня это не пустой звук, ведь и мой отец воевал. Это, конечно, очень ответственно. Но мне нравится брать на себя ответственность.



Справка «НИ»

Владимир БАСОВ-младший родился 9 февраля 1959 года. Сын актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой. Брак его родителей продлился недолго. В 1963-м супруги разошлись. В конце 60-х Наталья Фатеева вышла замуж во второй раз, за космонавта Бориса Егорова. В 1981 году Владимир Басов-младший окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Сергея Бондарчука). Дебютировал в кино в 14-летнем возрасте в фильме «Москва – Кассиопея» (1973). На его счету более десяти киноролей, среди них – «Отроки во Вселенной» (1974), «Время и семья Конвей» (1984), «Чужие здесь не ходят» (1985), «Волкодав» (1991), «Мужской зигзаг» (1992). В 1993-м выступил в качестве режиссера, дебютировав с картиной «Бездна, круг седьмой». Далее последовали фильмы «Одинокий игрок» (1995) и «Вместо меня» (2000). В 2003 году месте с супругой Ольгой Басовой снял сериал «Чистые ключи».

"