Posted 9 мая 2007,, 20:00

Published 9 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Караул устал

Караул устал

9 мая 2007, 20:00
В греческом городе Салоники прошел фестиваль, посвященный вручению самой престижной театральной премии мира «Европа – театру». Лауреатами этого года стали легендарный канадский режиссер Робер Лепаж и патриарх немецкого театра Петер Цадек. 80-летний Цадек отказался приехать в Салоники (первый прецедент в истории премии

В отличие от традиций большинства премий, где имена лауреатов становятся известны только на церемонии награждения, премия «Европа – театру» называет своих избранников заранее. Поэтому фестивальная атмосфера полностью лишена ажиотажа, догадок, интриг, предвкушений. Когда все имена известны, остается только радоваться празднику. Увы, в этом году праздник был омрачен целым рядом скандалов и протокольных нарушений.

По уставу лауреаты должны привезти на фестиваль свои последние работы, а также приехать лично для участия в пресс-конференциях, лабораториях и церемонии награждения. Канадский гений Робер Лепаж в Салоники приехал, но из-за тщательно расписанного графика гастролей его театра привез только репетиционные отрывки своих работ (сами спектакли готовятся к длительным гастролям в Москве, где маэстро покажет четыре своих постановки в рамках Чеховского фестиваля).

Второй лауреат (кстати, впервые в истории премию разделили между двумя лауреатами) Петер Цадек был представлен спектаклем «Пер Гюнт», поставленном в театре «Берлинер ансамбль». Однако сам патриарх, известный своим непредсказуемым характером, приехать отказался, сославшись на занятость. Жюри было весьма обижено таким невниманием (в свое время на вручение премии приехал умирающий Хайнер Мюллер, а тяжелобольной Гарольд Пинтер даже зафрахтовал специальный самолет). К тому же, по положению, денежная часть премии (60 тыс. евро) должна вручаться лауреату лично. Узнав, что комитет оставляет ему звание лауреата, но не премиальные, Петер Цадек прислал резкое письмо, в котором посетовал, что премия дается за вклад в искусство, а не за использование авиалиний. Но жюри, сославшись на требования протокола, осталось непреклонным.

Параллельно этой трагикомической истории рядом разыгрывался сюжет, впрямую касающийся российской театральной жизни. Ассоциация союзов театров Европы исключила из своего состава московский театр «Школа драматического искусства» в связи с тем, что из театра из-за трений с городскими властями ушел его основатель и руководитель Анатолий Васильев (до сих пор в России всего два театра имели почетное звание театров Европы: Санкт-Петербургский МДТ под руководством Льва Додина и театр Анатолия Васильева). Чтобы не было никаких разночтений, Ассоциация театров Европы приняла в свой состав Анатолия Васильева персонально. Сам Анатолий Васильев в Салоники приехал, чтобы вручить премию Алвису Херманису, но от встреч с прессой отказался, сказав, что перестал верить в их эффективность.

Лауреатами премии «Новая театральная реальность» стали представители «европейских окраин» – латвийский режиссер Алвис Херманис и сербский драматург Биляна Срблянович. Оба они хорошо знакомы московским театралам (пьесы Срблянович идут в столице, а Херманис месяц назад получил «Золотую маску»). Выяснилось, что обоих представителей «новой реальности» волнует тема отцов. В пьесе Биляны Срблянович «Кузнечики», показанной в Салониках, мерзкие дети изо всех сил травили своих несимпатичных престарелых родителей. Алвис Херманис привез в Салоники свою «Долгую жизнь», где молодые актеры изображают рижских пенсионеров, доживающих свой век в коммуналке, и спектакль «Отцы», поставленный в цюрихском «Шаушпильхаусе». Трое исполнителей – известный немецкий актер Оливер Стаковски, латвийский – Гундарс Аболиньш и российский – Юрий Баратынский – долго и весьма монотонно рассказывают залу реальные истории о своих реальных отцах.

В отсутствие театральных событий «гвоздем» фестивальной программы стал заключительный скандал на церемонии закрытия. Растянувшуюся на два с половиной часа говорильню (до боли напоминающую речи на советских отчетно-выборных конференциях) решительно прервала актриса Цадека – знаменитая Ангела Винклер. Выйдя к столу жюри, она в духе анекдота о том, что караул устал, напомнила, что время близится к полуночи, а за сценой уже два часа ждут актеры, чтобы сыграть «Пер Гюнта». Ангела Винклер решительным и очень женственным движением буквально выгнала жюри со сцены. И тем дала ответ на вопрос, вынесенный в заглавие проходившей на фестивале конференции: «Кому нужны театральные премии?»

"