Posted 9 февраля 2015,, 21:00

Published 9 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

Процесс пошел

Процесс пошел

9 февраля 2015, 21:00
Формально арт-проект «Кафка» приурочен «к 98-й годовщине второй официальной помолвки Франца Кафки и Фелиции Бауэр, а также Году литературы в России». Но на самом деле муниципальная галерея «Ковчег» решила еще раз напомнить о феномене писателя и живучести его образов именно в нашей стране. Выставка, развернувшаяся в фил

Современных художников обычно читать и вчитываться не заставишь. Это показали экспозиции по Льюису Кэрроллу или по Сент-Экзюпери, устраиваемые когда-то Полиной Лобачевской. Однако на нынешнего «Кафку» вполне можно отправляться сразу после урока литературы – здесь довольно много прямых иллюстраций кафкианских произведений. Речь идет о листах Андрея Бисти и Евгения Гинзбурга. Именитые графики, они обладают безусловной силой и емкостью метафор, чтобы представить «Процесс» и «Замок» в лучших традициях школы Фаворского.

Видимо, образы писателя настолько актуальны и действенны сами по себе, что никакого переосмысления или осовременивания им не требуется. Набор кафкианских средств довольно предсказуемый: черно-серая гамма, безликие силуэты прохожих в уличном мареве, нескончаемые коридоры в домах-этажерках и бездонные колодцы тюремных камер. Все эти пугающие символы земного ада.

И все же среди переложений конкретных романов и рассказов встречаются такие произведения, которые развивают, углубляют темы Франца Кафки. Самая парадоксальная в этом плане вещь и одна из самых ранних на выставке – «Любовь» Бориса Свешникова 1950-х годов. Немолодая пара на фоне пейзажа, словно заимствованного у мастеров «дунайской школы» XVI века – но в облике, в поворотах голов, в контрасте холодной природы и людской остолбенелости прорываются безысходность и одиночество с мрачных страниц Гоголя или Достоевского, плюс, конечно, чувства советского маргинала. Страшно выглядят персонажи из 1970-х Георгия Щетинина – босхианские типажи, то ли зэки, то ли обитатели психиатрической клиники, где оказывались и многие неофициальные художники. И вот на контрасте – звучные, почти праздничные карандашные зарисовки Павла Шевелева («Рисунки по делу», 2005 год). Здесь они поданы как метафора любого суда (как известно, во время разбирательства нельзя делать фото, можно только рисовать). Но если знать, что художник запечатлел процесс над Ходорковским, становится понятным мрачная ирония устроителей выставки. Знаменитая сентенция Вагрича Бахчаняна – «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» – приобрела новое звучание в 2000-х.

Понятно, что ожидать от «Кафки» каких-то позитивных эмоций вряд ли стоит. Даже любовь тут с бесконечной болью и надрывом. Лишь одна приятная вещь отмечена устроителями – сам Франц Кафка не дожил до настоящего торжества тоталитарных режимов. Впрочем, от этого ему не легче: «Он внутри себя взрастил и исследовал грядущие социально-политические модели. Весь абсурд и вся фантасмагория происходили из обыденной повседневности – из отчужденности в семье, из сословных и религиозных границ, от ритуалов». Почти все нонконформисты только этим и занимались.

"