Posted 9 февраля 2014,, 20:00

Published 9 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:39

Updated 8 марта, 04:39

Наш – только лось

Наш – только лось

9 февраля 2014, 20:00
На Берлинском фестивале, помимо конкурса, открылось несколько параллельных программ. Они привлекают не меньшее внимание публики, в кассах царит ажиотаж. Кинозалы на Потсдамер-плац и в других районах города, в том числе реконструированный «Цоо-палас», где раньше проходил фестиваль, полны с утра до вечера, в течение двух

Вчера прошел показ «Кабинета доктора Калигари» – экспрессионистского шедевра Роберта Вине. Картина реставрирована по новейшим цифровым технологиям, а презентация сопровождалась музыкой знаменитого композитора Джона Зорна, комбинирующей разные стили от джаза до панка. Своя аудитория у «Кулинарного кино»: в этой программе показывают фильмы, связанные с культурой еды, а после сеансов зрителей приглашают на ужин в один из мишленовских ресторанов.

Самые большие неконкурсные программы – «Панорама» и «Форум». «Панорама» открылась вьетнамским пост-апокалиптическим опусом «2030» (режиссер Нгуэн Миль Нгуэн Во). Название означает год недалекого будущего, когда глобальное потепление приведет к катастрофическому подъему уровня Мирового океана. Вода затопит половину Вьетнама, овощи будут выращиваться на плавучих фермах, но даже в этих обстоятельствах алчные корпорации будут преследовать выгоду за счет жизни и здоровья людей. Второй заметной картиной «Панорамы» стал «Ив Сен-Лоран» Джалила Респета – байопик о легендарном парижском диктаторе моды, подверженном многочисленным деструктивным фобиям: в его роли – самый молодой актер «Комеди Франсез» Пьер Ниней.

Форум открылся фильмом «Кумико. Охотница за сокровищем» режиссера Дэвида Зеллнера по сценарию его брата Натана Зеллнера. Это признание в синефильской любви к другим братьям – Коэнам. Зомбированная их фильмом «Фарго», молодая токийка отправляется в зимнюю Миннесоту в поисках клада: такова волшебная сила и почти религиозная вера, которую способно внушить кино.

С кинематографом связано и юмористическое начало фильма эстонского режиссера Вейко Ыунпуу «Открытый диапазон». Главный герой Фред теряет работу в редакции, поскольку позволил себе наполнить матерными выражениями рецензию на картину Терренса Малика «Древо жизни». Тогда юный нонконформист решает посвятить себя литературной карьере, однако именно в этот момент выясняется, что его девушка беременна. Все это приводит к тому, что герой впадает в разгул и пьянство, но вопрос продолжает стоять ребром: как выжить в обществе и при этом сохранить себя?

Греческий фильм «Дома» режиссера Атанасиоса Караниколаса передает чувство неблагополучия в обществе, подтачиваемом экономическим кризисом. Действие происходит на вилле зажиточной семьи с великолепным видом на Эгейское море. Но идиллия обманчива: хозяин дома вот-вот потеряет свои доходы. А тут серьезно заболевает служанка-грузинка, работающая здесь уже двадцать лет и ставшая практически членом семьи. Кто позаботится о ее будущем, если у нее даже нет медицинской страховки? Как и в эстонском фильме, возникает моральная дилемма, и сразу можно догадаться, как она будет разрешена.

На Берлинале есть еще одна программа – «Поколение. 14+»: в ней собраны фильмы о детях и подростках. Именно в эту программу попал единственный российский участник фестиваля – анимационный фильм «Мой личный лось» о мальчике, который мечтает встретить живого лося. Режиссера этой ленты Леонида Шмелькова знают по многим удостоенным призов киноработам. И все же обидно, что Берлинале опять не нашел полнометражных российских фильмов ни для конкурса, ни для параллельных программ. Ведь нашлись же они для Роттердамского фестиваля и оказались успешными. Думается, что и в Берлине могли бы появиться эти или другие картины молодых режиссеров из нашей страны – как появились они из Эстонии, Казахстана и Узбекистана.

"