Posted 8 декабря 2015,, 21:00

Published 8 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

«Свобода того стоит»

«Свобода того стоит»

8 декабря 2015, 21:00
Премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» в этом году вручалась уже в восьмой раз. На сайте журнала «Театрал» проголосовали 59 тыс. 736 зрителей из 91 страны мира – цифры для премии рекордные. Именно зрители определяли список номинантов, а потом и лауреатов – актеров, режиссеров, директоров. Они выбирали спектакли,

Главной интригой вечера стало вручение премии в номинации «Музыкальный театр», где лауреатом стал спектакль «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. У всех на слуху история с постановкой оперы Вагнера, против которой православные активисты развернули настоящую травлю, добившись судебного преследования «за оскорбление чувств верующих». Режиссер и театр были оправданы судом, но решением министра культуры от должности все же был отстранен директор театра Борис Мездрич. Вновь назначенный директор Владимир Кехман спектакль «Тангейзер» с репертуара снял. Впервые за историю «Звезды Театрала» зрители голосовали протестно, выразив этим поддержку неугодному нашим чиновникам спектаклю, и солидарность с пострадавшими от цензуры художниками. «Можно сказать, спектакль реабилитирован. Голосовало 50 тысяч зрителей из 90 стран. А «Тангейзер» успели посмотреть 7 тысяч человек. Поэтому это, скорее, репутационная оценка нашей работы», – заметил со сцены Борис Мездрич, получая награду. Эту традиционную статуэтку мима, символ премии, он пообещал передать в городской музей Новосибирска до того времени, пока «в оперном театре не настанут другие времена».

После церемонии Борис Мездрич в блиц-интервью признался корреспонденту «НИ»: «Я уже год как директор-бомж. Театры просто боятся брать меня на работу, не желая обострять отношения с начальством ввиду вот этого шлейфа «скандального «Тангейзера». Я устал повторять, что это вовсе не скандал. Это нормальный позитивный процесс, когда художественное произведение вызывает бурную полемику в обществе. Когда общество делится на две большие группы, что связано с религиозными чувствами, с отношениями с властями, с разницей эстетических взглядов и представлений. С этим надо работать, тут нужен диалог. А механизм чиновничьего решения оказался топорным – запретить, снять, уволить…»

Ирина Хакамада, вручая премию Мездричу, сказала очень точные слова: «Театры становятся рассадниками свободы. Идет борьба между театром и федеральным телевидением. Свобода против несвободы. Эксперимент против отсутствия чего-либо нового. На этом фоне есть свои бойцы. Художник не может не быть свободным. Но за свободу надо платить, и тарифы растут на все. Не каждый решается за свою свободу заплатить. Я с большим удовольствием вручаю эту премию Борису, для того чтобы вдохновить вас не бояться инфляции. Свобода того стоит».

Тема отношений театра и государства, которая в наше непростое время начала волновать даже самых незаинтересованных политикой зрителей, была лейтмотивом всего вечера. Режиссер-постановщик Кирилл Вытоптов и драматург Саша Денисова превратили ведущих церемонии, актеров театра Вахтангова Ольгу Тумайкину и Василия Симонова, в представителей самых популярных амплуа сегодняшнего дня: патриотки-эксперта-члена всех советов Агриппины Огурцовой и молодого режиссера-новатора и западника, сменившего родное имя Василий на претенциозное Ричмонд. Препираясь, насколько это церемониальное действо соответствует «духу времени» и чувству псевдопатриотизма, они оглашали имена лауреатов.

Министр правительства Москвы Владимир Черников поблагодарил Нелли Уварову за социальную ответственность.

Лучшим социальным проектом стал «Наивно? Очень» актрисы Нелли Уваровой, который практически берет на себя функцию государства, опекая «непростых» детей, лишенных внимания и заботы. Организаторы проекта помогают социализации, обучению и трудоустройству ребят с тяжелыми психо-неврологическими нарушениями. Вручая награду, руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма правительства Москвы Владимир Черников сказал, что только по-настоящему талантливые артисты с большой душой и добрым сердцем способны отдавать столько времени и тепла людям, которые в этом так нуждаются. И призвал всячески поддерживать такие порывы. Получая награду, Нелли Уварова призналась, что для нее это вовсе не работа, а вся ее жизнь, и она очень надеется, что семья театров, которые проект поддержали, – а это РАМТ, театр Терезы Дуровой, театр Et Cetera, «Содружество актеров Таганки», Театр Маяковского – будет расширяться.

В номинации «Лучший русский театр за рубежом» на «Звезде Театрала» в разное время были представлены «взрослые» театры из Тбилиси, Риги, Еревана, Тель-Авива... Но впервые зрительскую премию получил детский театр – студия «Балаганчик» из итальянского Турина. Остается только догадываться, кто же голосовал – дети, которых в наше время не так-то просто увлечь чем-либо живым, благодарные родители, или добрые зрители. Вручая награду основательнице студии Ольге Калениченко, директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда отметила, что прекрасная идея, которой живет театр, слышна уже в названии: «Балаганчик как цирк – это территория свободного творчества. Об этой идее рассказывали и Феллини, и Родченко».

Понятно, что детей в театр приводят родители. Но есть театры и спектакли, куда юный молодой рвется сам, потому что находит там ответы на свои вопросы. Лауреатом «Звезды Театрала» в номинации «Лучший режиссер» стал Алексей Бородин – художественный руководитель такого театра. В РАМТе он поставил «Нюрнберг» – спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные, о мере ответственности каждого за свою судьбу и – в конечном счете – за судьбу своей страны. Вручая Алексею Бородину награду, главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе отметил, что «светлые лица, умные глаза в зрительном зале – это заслуга режиссера». «Ваш театр должен чувствовать молодежь, чувствовать пульс и дыхание. Невозможно недотянуть или перетянуть, чтобы не потерять зрителя. Идет борьба за молодежь», – сказал Зураб Ильич. «Сегодня, когда большинство молодежи находится в виртуальном мире и живет с наушниками в ушах и с планшетами в руках, очень сложно вернуть их в действительность. Ваш театр занимается именно этим».

Алексей Бородин и сам гордится своей юной аудиторией. «Самое главное наше достижение – это наш зрительный зал. В нем происходит прямо противоположное тому, что все привыкли говорить о молодежи, – мол, что она ничего не знает… У нас в зале собираются потрясающие, умные молодые люди».

Театр Вахтангова зрители назвали любимым театром, а Кирилла Крока – лучшим директором.

Лучшим директором самое массовое зрительское жюри назвало Кирилла Крока, руководящего Театром имени Вахтангова. «Сегодня это, наверное, самый уютный, теплый и комфортный в Москве театр-дом не только для актеров, но и для зрителей. В этом, безусловно, огромная заслуга Кирилла Крока, – сказал президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор «Новых Известий» Валерий Яков, вручая награду лауреату. «Кирилл Игоревич не ссылается на трудности, на санкции, на кризис, он просто талантливо делает свое дело – открывая новые площадки, организуя мировое турне лучших спектаклей, создавая во Владикавказе дом-музей Евгения Вахтангова... Театру повезло с директором, и зрителю тоже!» – подытожил учредитель премии.

Ну а главные актерские премии в этот вечер достались почтенной гвардии артистов.

Вера Васильева, в свои 90 лет исполнившая роль непростой дамы Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение» Театра сатиры, стала лучшей актрисой. «Актерская судьба очень разная. За 70 лет, которые я проработала в Театре сатиры, были и десятилетия, когда я не получала новых ролей. А иногда роли были неинтересными», – поделилась со зрителями Вера Кузьминична.

«Сегодня мне повезло встретить режиссера Андрея Житинкина, который предложил сыграть мне в Малом Театре в спектакле «Пиковая дама», а потом появилась еще одна очень интересная женщина в серьезном, почти моем возрасте, со всеми страстями, которые только можно испытать актрисе и женщине». А молодым артисткам Васильева пожелала никогда не терять веры в то, что когда-нибудь они сыграют роль, о которой мечтают.

Лучшим актером зрители выбрали Александра Збруева, исполнившего роль Бориса Годунова в одноименном спектакле Константина Богомолова в театре «Ленком». Назвав себя «мальчиком с Арбата», большой артист Збруев поблагодарил за все лучшее, что в нем есть, легенд Вахтанговской сцены – Симонова, Мансурову, Яковлева, Плотникова, Алексеева… А своей речью, обращенной к режиссеру Богомолову, он растрогал и заставил задуматься весь зал: «Говорят, что в театре уже все было. Таиров, Вахтангов, Мейерхольд… В свое время их гнобили. Им не давали и шагу ступить. Им было очень сложно. Но это был новый театр, и каждый их них сумел его создать. Желаю Богомолову создать свой театр. В Богомолове есть что-то действительно новое. Порой нельзя это объяснить. Я благодарен за то, что наш спектакль произвел впечатление не на чиновников, а на зрителей, на молодежь…»

Константин Богомолов и актеры «Ленкома» получили награду за «Бориса Годунова» в номинации «Лучший спектакль».

Сам Константин Богомолов пришел на церемонию вместе с актерами театра «Ленком». Его «Бориса Годунова» зрители назвали лучшим спектаклем большой формы. Один из самых популярных режиссеров современного русского театра, принимая статуэтку от мультипликатора Гарри Бардина, поблагодарил Марка Захарова за труппу, которую тот воспитал, и заметил, что режиссер – вовсе не ключевая фигура в театре: «В какой-то момент ты приходишь в ГИТИС, уходишь из ГИТИСа, и понимаешь, что профессия режиссера – это ерунда. Ты царь и бог во время репетиции, но вот приходят зрители, и ты уже штабная крыса. А побеждают всех актеры – своим талантом, умом, силой духа…»

Лучшим спектаклем малой формы стала «Обыкновенная история» в театре «Сфера». Вручая награду режиссеру Александру Коршунову, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова отметила, что «сегодня художественная литература, нон-фикшн и журналистика сплелись в удивительном симбиозе» и поблагодарила авторов спектакля за прекрасную адаптацию к нашей жизни традиций русской литературы. Александр Коршунов отметил неслучайность даты – 7 декабря – день ангела Екатерины, и посвятил награду основательнице театра «Сфера» – своей матери – Екатерине Еланской: «Это прежде всего ее награда. Она выстрадала этот театр, создала его. Она не получила ни одной такой премии. Я очень рад, что это произошло сейчас и что это произошло 7 декабря».

Актерский дуэт Виктора Сухорукова и Ольги Остроумовой в спектакле «Римская комедия» в Театре Моссовета полюбился голосующим на сайте «Театрала» зрителям настолько, что именно эта пара стала победителями в номинациях «Лучший актер второго плана» и «Лучшая актриса второго плана». «В этом спектакле Ольга играет жену гения. У нее есть большой опыт в этом деле», – пошутил, вручая премию, писатель и телеведущий Андрей Максимов. «Просто спасибо зрителям, которые приходят в театр, – ответила актриса. – Самые приятные комплименты я получаю тогда, когда ко мне подходят и говорят: «Мы видели вас в театре, спасибо вам». Не в кино, а именно в театре». Виктор Сухоруков не стал утомлять публику речами, а просто забрал свою награду, изобразив на середине сцены огромную звезду.

Наина Ельцина, награждая Валентина Гафта, призналась, что любит его спектакли, фильмы и стихи.

Есть у «Звезды Театрала» традиция вручать премию «Легенда сцены». Это единственная номинация, лауреатов которой определяют не голоса зрителей, а организаторы и общественный совет премии. В этом году почетные звания легенд получили Валентин Гафт и Инна Чурикова. Президент компании OASIS Владимир Слуцкий, поздравляя лауреата, расшифровал аббревиатуру ГАФТ. Получилось вот как: «Гениальный Актер Феноменального Таланта». Саму статуэтку артисту вручила Наина Ельцина, отметив, что Гафт – актер блистательный, яркий, тонкий, ироничный, а его родной «Современник» всегда был ее любимым театром. А Валентин Гафт вместо тысячи слов и благодарностей прочитал публике несколько своих стихотворений.

Вручая статуэтку «Легенде сцены» Инне Чуриковой, маэстро Владимир Спиваков назвал ее душой России.

Легенду Инну Чурикову чествовал дирижер Владимир Спиваков, который вспомнил, как ее верный супруг, режиссер Глеб Панфилов, вошел в русский кинематограф с фильмом «В огне брода нет»: «Настоящим успехом стала роль, которую сыграла Инна Чурикова. А самым секретным и важным явилось для меня то, что этот фильм сначала назывался «Святая душа». Об этом мало кто знает. Я думаю, что в России, как ни в одной другой стране, существуют тоска и нужда в святой душе. И бывает, когда великие актеры, сыграв образ, принимают его как проекцию собственной жизни. Так, мне кажется, случилось с Инной Михайловной». Сама легенда, смущаясь, ответила: «Когда мне говорят, что я легенда, я очень удивляюсь, потому что я просто актриса – и все! Была Инна – стала Инна Михайловна. Вот какая интересная история», – сказала она, завершая церемонию.

В дополнение к «Звезде Театрала» Валентин Гафт получил и свой шоколадный портрет, выполненный на фабрике «Конфаэль»

Зрительская премия «Звезда Театрала-2015» сумела отразить все процессы, которые переживал театр за этот год. Здесь и внезапно усилившийся интерес к театру детей и молодежи, и политические распри, и любовь к классическим традициям русского театра, и интерес к новому, неизведанному. Премия в очередной раз доказала, что зритель хоть и не является профессиональным экспертом, способен душой и сердцем прочувствовать все самое важное. Публика ходит в театр, любит его, нуждается в нем.

Объявление лауреатов и вручение наград сопровождалось выступлениями артистов, которых обожают зрители. В этот вечер на сцену Театра Вахтангова поднялись тенор Зураб Соткилава, джазмены Даниил Крамер и Макар Новиков, артисты «Кремлевского балета» и бард Олег Митяев. Их выступления сорвали бурные овации, что еще раз наглядно подтвердило – благодарный зритель умеет ценить настоящие таланты.

Выражаем благодарность партнерам «Звезды Театрала»:

Правительству Москвы
Финансовому консультанту FPB PRIVATE ВANKING
Генеральному телекоммуникационному партнеру компании «Ростелеком»
Официальному информационному партнеру – Объединенной редакции московских СМИ «Москва Медиа»
Телеканалу «Театр»
Чешской мануфактуре «Рудольф Кампф»
Шоколадной фабрике «Конфаэль»
Компании «Родник – минеральные воды Чехии»
Компании «Кубань-Вино» и премиальной марке Chateau Tamagne («Шато Тамань»)
Компании «Венский цех» (Кондитерские изделия ручной работы)
Торговым маркам чая Greenfield и кофе Jardin
Торговой марке «Карамельное настроение» (конфеты премиум-класса)
Флористическому партнеру Vermont
Информационным партнерам – МТРК «Мир», «Радио России», радио «Россия-Культура», журналу «Ваш досуг», ежедневной электронной газете УТРО.ру

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «ЗВЕЗДА ТЕАТРАЛА»

«Легенды сцены»
Народная артистка СССР, актриса театра «Ленком» Инна ЧУРИКОВА.
Народный артист РСФСР, актер театра «Современник» Валентин ГАФТ

«Лучший режиссер»
Алексей БОРОДИН – спектакль «Нюрнберг», РАМТ

«Лучший спектакль» Большая форма
«Борис Годунов», театр «Ленком»

«Лучший спектакль» Малая форма
«Обыкновенная история», театр «Сфера»

«Лучший музыкальный спектакль»
«Тангейзер», Новосибирский театр оперы и балета

«Лучшая мужская роль»
Александр ЗБРУЕВ – Борис Годунов, спектакль «Борис Годунов», «Ленком»

«Лучшая мужская роль второго плана»
Виктор СУХОРУКОВ – Домициан, спектакль «Римская комедия (Дион)», Театр Моссовета

«Лучшая женская роль»
Вера ВАСИЛЬЕВА – Ирма Гарленд, спектакль «Роковое влечение», Театр сатиры

«Лучшая женская роль второго плана»
Ольга ОСТРОУМОВА – Мессалина, спектакль «Римская комедия (Дион)», Театр Моссовета

«Любимый театр (лучший директор)»
Театр Вахтангова (Кирилл КРОК)

«Лучший социальный проект»
«Наивно? Очень» (проект Нелли УВАРОВОЙ)

«Лучший русский театр за рубежом»
Детская театральная студия «Балаганчик», Турин (Италия)


Чье мнение важнее – зрителей или критиков и коллег?

Скульптор Зураб ЦЕРЕТЕЛИ:
– Неважно, кто оценивает твое произведение – профессиональное сообщество или простой зритель, главное – постичь душу творца: то, что он чувствовал, создавая произведение, что хотел сказать. И те, кто голосует за номинантов «Звезды Театрала», мне кажется, с этой задачей вполне справляются. За тем, что происходит сегодня на русской сцене, я стараюсь следить. Если есть возможность, хожу на премьеры. Но не могу сказать, что у меня есть какой-то любимый театр: я вообще не приемлю деление театров или постановок на хорошие и плохие, классические и авангардные. Получаю удовольствие от всех спектаклей, если они созданы с душой, если это искусство ради искусства – пожалуй, этот критерий самый важный.

Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис МЕЗДРИЧ:
– На мой взгляд, зрительское признание так же значимо, как и поддержка труппы и критиков, то есть профессионального сообщества. Если эти три вектора направлены в одну сторону, спектакль обречен на успех и будет жить долго.

Режиссер Константин БОГОМОЛОВ:
– Если говорить в целом, то все премии необъективны. А что касается премии зрительской, то тут важно, что она сама себе завоевывает репутацию. Она может быть интересной профессиональному сообществу, а может быть неинтересной. Мне кажется, премия «Звезда Театрала» завоевала репутацию интересной: это тот случай, когда к мнению обычных людей, любителей театра, прислушиваются те, кто его создает.


Что для вас премия «Звезда Театрала»?

Режиссер Алексей БОРОДИН:
– Церемонию вручения «Звезды Театрала» я воспринимаю как театральный праздник для тех, кто создает спектакль, и, конечно, для зрителей. Это и их праздник тоже. Ведь театр живет для зрителя. Наша самая главная цель – это зрительный зал. Он же наше главное достижение. Я радуюсь, когда в РАМТ приходят на спектакль молодые, сильные, умные зрители и когда удается установить с ними контакт. Если этот контакт получается и зрители отвечают нам, то возникает братство людей, объединяющее тех, кто играет на сцене, и тех, кто сидит в зрительном зале.

Директор Большого театра Владимир УРИН:
– Я первый раз на вручении этой премии и пока что могу сказать только одно: других таких премий не существует в России. Ведь какое ее главное качество? Ее определяют зрители. Это не профессиональная премия, это премия зрителей. И это самое главное ее достоинство.

Режиссер Гарри БАРДИН:
– Я во второй раз вручаю эту премию. Это честное зрительское голосование, оно проводится без подтасовок. Мне не стыдно ее вручать, потому что там нет никаких подковерных интриг, ведь зрители не подсиживают друг друга. Это премия – честная.

Актер Александр ЗБРУЕВ:
– «Театрал» – это журнал, который делает очень хорошее дело, потому что о театре надо говорить, говорить и говорить. Театр сегодня стал другой, не такой, какой он был 10 лет назад, очень многое изменилось. Сегодня зритель интересуется: что, почему и как? А «Театрал» пропагандирует новые спектакли, говорит об актерах, и это очень здорово.


Каким вы хотели бы видеть современный театр?

Актриса Яна СЕКСТЕ:
– Бесцензурным. То, что сейчас творится в театре и в Министерстве культуры, в головах тех, кто нами всеми руководит, – это какой-то абсурд. Не чиновники должны решать, что талантливо, а что плохо. Все сошли с ума на почве того, кто чьи чувства оскорбит. Тут уж не знаешь, в какую сторону повернуться. Про это надо пьесу написать, ей-богу. Зритель должен решать, кто талантлив, они либо ходят на спектакли, либо не ходят, вот и все. Как говорит Табаков, «голосуют рублем».

Актер Виктор СУХОРУКОВ:
– Современный театр я хотел бы видеть с полным залом, чтобы публика приходила сюда. В театре сегодня не спектакль важен, а важна заполняемость зала. Если будет публика – будем мы, а если нет публики, то кому мы нужны? Хороший, плохой, умный, глупый, интеллектуальный, бунтарский театр, зрелищный – это не важно, важна публика.

Беседовали с гостями Ирина МУСТАФИНА, Татьяна АФАНАСЬЕВА, Никита ГМЫЗА и Елизавета КОРОЛЁВА.
Фото: Екатерина ВАРЮХИЧЕВА и Анатолий МОРКОВКИН.
"