Posted 8 декабря 2014,, 21:00

Published 8 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Звучащие краски

Звучащие краски

8 декабря 2014, 21:00
В Михайловском замке Русского музея проходит ретроспектива работ Дмитрия Шувалова – заслуженного художника России, жизненный и творческий путь которого оборвался в феврале прошлого года. У воспитанника Евсея Моисеенко, признанного мастера реалистической живописи, профессора Художественно-промышленной Академии имени Шти

«В пасмурный день город более красивый, даже чем в солнечный, – говорил Дмитрий Александрович ученикам. – Я такой давний ленинградец, что мне он очень нравится в такую погоду. И самое интересное, что у меня настроение поднимается в пасмурный день! Кто-то вставать не хочет, все идут мрачные, тоска, дождь, слякоть, а я цвету. В пасмурный день тень-Золушка прислуживает принцу-свету». В этой образности, поэтичности весь Шувалов. Показательны и другие слова мастера: «Живопись – это театр. Полутона создают живопись». Не пытаясь «перефразировать» природу, «залакировать» неестественно-яркими красками, художник не довольствовался и прямолинейными трактовками. Его внимательный взгляд находился в «постоянном диалоге» с объектом, отсюда изменчивость образа и его одухотворенность.

Выставочные залы, где расположилась экспозиция, сродни то ли машине времени, то ли ковру-самолету: здесь можно рассмотреть никогда не виденное или от собственного глаза ускользнувшее. Разные годы, ракурсы, города… Вот, например, «Университетская набережная», выполненная в технике масляной живописи в 1970 году, «Москва-река» – акварель 1978 года, серия этюдов конца 1960 годов «Праздник на Неве», осенний Павловск (холст, масло, 2011), «Цветущий Херсон» (бумага, акварель, 1972)…

Городские пейзажи не ограничены воспроизведением архитектурных памятников, художник сохраняет для потомков «атмосферные колебания», настроение времени года и дух эпохи, пусть едва уловимый, «рассеянный», но выраженный ясно и явно. В произведениях Шувалова прозрачное piano сменяется тишайшим pianissimo, тон уменьшается или увеличивается «медленно» и подробно, что роднит его живописные полотна и графические работы с музыкальной партитурой. Шувалов – художник тонко слышащий, пользующийся красками не только для передачи цвета, но и для отображения звука. Сам он, по воспоминаниям учеников, постоянно повторял: «Краски – это ноты, их нужно знать и любить». Отсюда – «звучащие», перекатывающиеся волны на полотнах «Карское море» (1956 и 1957 годов), «натруженные», пронизанные пароходными гудками воды Мурманского порта (картон, масло, 1961).

Совсем другая «вода» – тихая, «синеглазая», на картине «Лилии речки Шегры» (1957). В различных ипостасях предстает река Нева – одна из излюбленных «моделей» художника: тревожно-серой («Чайки на Неве», 1967), величественно-спокойной («Военно-морской парад на Неве», 1970), таинственной и непостижимой («Петропавловка. Белая ночь», 1970).

…Посетив персональную выставку мастера, состоявшуюся в 2001 году в галерее «Ликон» немецкого города Хемница, местная пресса «окрестила» Шувалова «солнечным художником». И ничуть не погрешила против истины: его кисть и впрямь была «солнечной», светлой, гармонизирующей природу и человеческие лица.

"