Posted 8 декабря 2010,, 21:00

Published 8 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:46

Updated 8 марта, 06:46

Щелочка для культуры

Щелочка для культуры

8 декабря 2010, 21:00
В Петербурге завершается «Мультивидение» – один из главных международных анимационных фестивалей на территории России. В этом году в конкурсе: оскароносная «Логорама», и уступившие этому фильму номинанты «Французская обжарка» и «Леди и смерть», и получивший чуть ли не все возможные премии в этом году «Злой человек» Ани

Еще в начале 2000-х даже при большом желании публика очень многих фильмов (и не только анимационных) не смогла бы увидеть легальным способом. Солидная их часть не только не выходила в прокат, но и не попадала даже на разовые показы, а поэтому редкие ответственные киножурналисты, посещающие зарубежные фестивали, работали телевизорами, а отъявленные синефилы окармливались на Горбушке. И пока социальная реклама сообщала, что пиратство – то же воровство, культурная публика почитала артхаусных пиратов за киношных гуру. Одним словом, Россия была самой темной провинцией, с большим трудом догадывающейся, что происходит в остальном мире.

За каких-то 10 лет страна обогатилась множеством фестивалей и фестивальчиков, которые работают не только в столицах, но и устраивают туры по другим городам, орошая страну артхаусными картинами. Сегодня почти любой значимый зарубежный фильм (или мультфильм) хотя бы в Москву, хотя бы на один показ непременно приедет и, вероятнее всего, не позднее, чем через год–полтора после своего появления на свет. Так что заинтересованный зритель имеет все шансы быть гражданином мира, знающим, что сейчас смотрят и обсуждают в других странах.

Другое дело, что за всем этим культурным изобилием стоит вовсе не национальная политика и даже не социальный запрос, а неисчерпаемый энтузиазм горстки людей, которые день за днем, порой исключительно из любви к искусству занимаются культур-трегерством – не имея поддержки ни от государства, ни от активных меценатов, ни от прессы, которая по большей части вяла и безынициативна. Так что пока власть на экране ТВ консолидируется с крупным бизнесом в строительстве спортивных стадионов, фестивальщики торгуются за двадцать долларов, чтобы показать какой-нибудь потрясающий фильм нашему обделенному зрителю и смущенно краснеют, отвечая французским коллегам, сколько в нашей стране артхаусных кинотеатров.

Во Франции их много. И это не заслуга горстки людей, а результат продуманной государственной политики, благодаря которой Франция является одной из самых влиятельных стран мира. Нам до этого далеко. И энтузиазм не поможет: пока наше правительство не начнет волноваться о культуре, Россия, в сущности, так и будет оставаться провинциальной страной, которая благодаря Интернету и нескольким энтузиастам смотрит через щелочку на чужую бурную культурную жизнь.

"