Рус
Eng
Звёзды «Театрала»

Звёзды «Театрала»

9 декабря, 00:00
Культура
В Центральном доме актера в присутствии многочисленных представителей актерско-режиссерского цеха, телеведущих и светских персон состоялась вторая ежегодная церемония вручения премий «Звезда Театрала». Эта премия, учрежденная журналом «Театрал», – единственная в Москве, где лауреатов называет публика. В течение месяца

Высокие гости съезжались в Дом актера медленно: первый по-настоящему зимний день фактически парализовал в Москве движение. Прибывшим вовремя было чем заняться: в фойе выставили эффектных кукол Олины Вентцель из Галереи Анастасии Чижовой и вывесили главные «новоизвестинские» проекты в области визуального искусства – карикатуры, которые публикуются в «НИ» каждую пятницу и принимают участие в конкурсе, и выставку нашего фотографа Анатолия Морковкина «Черно-белое кино». Последний фотопроект «Театрала» (известные актеры предстают в классических кинообразах) смотрелся особенно эффектно, поскольку некоторые его участники присутствовали в ЦДА и «живьем». По фойе в числе прочих чинно разгуливали Виктор Сухоруков, Марина Полицеймако, Иосиф Райхельгауз, Дмитрий Крымов, Борис Берман, Ильдар Жиндарев, Дарья Мороз, Елена Коренева, Андрей Житинкин и другие.

Ведущие «Звезды Театрала» с прошлого года не поменялись. Марианна Лемешко и Антон Кукушкин весь вечер были на сцене в образе завсегдатаев кабаре, и первых же артистов – детский хореографический ансамбль «Зия» – они представили как «звездную молнию нашего кабаре». Известному танцевальному коллективу, в составе которого на этот раз вышли 12 парней и 12 девушек, узкая сцена ЦДА была явно маловата. Но и в камерном варианте ребята с задачей справились отлично.

Благодаря «Театралу» дружеская встреча Валентина Гафта и Владимира Войновича состоялась прямо на сцене Дома актера.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Первые призы в почетной номинации «Звезда по имени Солнце» получили Олег Басилашвили и Элина Быстрицкая. Приме Малого театра приз вручил главный редактор газеты «Новые Известия» и журнала «Театрал» Валерий Яков. А Олега Валерьяновича с экрана представил Евгений Евтушенко: «Если его роли сложить в мозаику, то это будет мозаикой совести современного человека». Сам же Басилашвили тоже с экрана признался, что когда он приезжает в Москву, первое, что делает, – покупает «Театрал», и поскольку получает приз именно от «Театрала», испытывает особую радость.

Приз Валентину Гафту (номинация «За лучшее соло в спектакле») вручал Владимир Войнович. Писатель сказал, что пока ехал, пытался придумать «рифму на Гафта»: «Нашел только Совтрансавто и космонавта». Шутка залу понравилась, но сам актер-лауреат, поднявшись на сцену, заявил, что не хочет веселиться, а хочет грустить, и прочитал пронзительное стихотворение «Живых все меньше в телефонной книжке».

Глава «УралСиба» Николай Цветков приятно удивил Владимира Этуша.
Фото: АЛЕКСЕЙ МОРКОВКИН

Представляя номинацию «Созвездие (за лучший ансамбль)», шеф-редактор журнала «Театрал» Ксения Ларина пояснила, что «борьба развернулась нешуточная», и «Старший сын» Константина Богомолова в итоге лишь ненамного оторвался от «Рассказов Шукшина» Алвиса Херманиса. Режиссер-победитель вывел на сцену нескольких человек из своего «театрального ансамбля» и сокрушался, что не все доехали в этот вечер в Дом актера. «Мы-то что, даже Олег Павлович (Табаков. – «НИ») шел сегодня в театр пешком», – поведал собравшимся свежую светскую новость Константин Богомолов, чем вызвал вздох облегчения у тех, кому ту же процедуру пришлось проделать в отношении «Звезды Театрала».

Композитор Владимир Дашкевич вручал приз «За новаторство на театральной сцене» спектаклю Ивана Поповски «Времена… Года», поставленному в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Дашкевич сказал о Камбуровой так: «Корабль пошлости несет нас в одну сторону, а она плывет в другую». Поповски, как и Богомолов, вывел на сцену костяк своей театрально-музыкальной команды, а сама Елена Камбурова скромно осталась сидеть на своем месте, и лишь после приглашения Поповски поднялась на сцену. Для режиссера победа оказалась неожиданной: в одной номинации с его камерным спектаклем оказались такие мощные работы, как «Сказки» Юрия Любимова, «Синее чудовище» Константина Райкина, «Бедная Лиза» Аллы Сигаловой, Opus №7 Дмитрия Крымова и «Берег женщин» Анжелики Холиной.

Для Марии Андреевой (слева) лучший зритель и критик – мама.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Николай Фоменко (не путать с Петром), для которого театральные подмостки не являются такими же родными, как трассы для автогонок или музыкальная сцена, был крайне раздосадован поражением в номинации «Незаходящая звезда» и быстро уехал с церемонии (в отличие, скажем, от Елены Кореневой, проигравшей Гафту). Будем надеяться, Николай не почувствовал себя после этого звездой заходящей, тем более соперники были один другого краше: Олег Табаков, Лев Дуров, Алиса Фрейндлих и, наконец, Александр Ширвиндт, за которого и проголосовали большинство зрителей-читателей. Александр Анатольевич вышел за призом с непроницаемым лицом. «Я заглянул в словарь Ожегова, – величаво поделился с собравшимися руководитель Театра сатиры. – «Номинирование» – это классификация товаров в денежном эквиваленте. Как приятно, что это бесплатно».

Свое актерское мастерство во время награждения продемонстрировал и Александр Филиппенко. «Вручант» Виктор Шендерович загадочно сказал, что работа таких мастеров, как Филиппенко, состоит в том, чтобы просто взять и прочесть текст. Имелось, видимо, в виду, что за этой простотой… Сам же лауреат расшифровал свою деятельность так: «Я переводчик с авторского на зрительский». Глаза Филиппенко загорелись, он вошел в образ и прочел стихотворение Сергея Кирсанова о бесстрашии и бессмертии, которое весьма точно попадает в его «гулаговско-солженицынскую» тему.

На ночь глядя Борис Берман вручил приз Александру Ширвиндту.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Мария Аронова не смогла приехать в Дом актера за своей наградой, поскольку в это время играла в спектакле. Но прислала видеоприветствие. «Роль у меня смелая, я выхожу в откровенном костюме», – заинтриговала победительница тех, кто еще не видел ее работу в «Троиле и Крессиде» Театра имени Вахтангова. Кстати, режиссер этого спектакля Римас Туминас присутствовал в зале. Особо теплые слова Мария Аронова сказала в адрес своего партнера по сцене, лауреата «Звезды Театрала» прошлого года, а ныне директора Дома актера Владимира Этуша, признавшись, что когда-то она его жутко боялась, а теперь благодарна Владимиру Абрамовичу, что он иногда позволяет ей над ним подшучивать.

Марка Захарова смело можно назвать другом «Театрала» и другом «Новых Известий», поэтому ему достался приз «Самому преданному читателю», по которому голосования, конечно, не проводилось. Как сообщил главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, Марк Анатольевич не смог прийти на церемонию, поскольку «поправляет здоровье в Германии», а шеф-редактор «Театрала» Ксения Ларина пояснила, что, когда она звонит Захарову на мобильный и спрашивает первым делом «Не отвлекаю ли?», из трубки неизменно доносится: «Отвлекаете. Я читаю журнал «Театрал». Приз за Захарова получила заведующая литературной частью «Ленкома» Юлия Косырева.

Награду Александру Филиппенко преподнес его друг Виктор Шендерович.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

После того как стало ясно, что лучшим меценатом признали председателя совета директоров финансовой корпорации «УралСиб» Николая Цветкова, вручавший ему приз Владимир Этуш проявил завидную находчивость: «Мы очень рады, что вы стали победителем и надеемся с вами провести дальнейшую работу». А после того как господин Цветков наизусть и по-актерски мастерски прочитал притчу Соломона, Этуш снова выскочил на сцену и добавил: «Теперь я понял, что вы там делом занимаетесь».

Между награждениями зрители увидели несколько сольных музыкальных номеров. Артист Театра Маяковского Виталий Гребенников вышел на сцену с гитарой и потрясающе спел «Ах эти черные глаза», громко объявив при этом имя самого известного исполнителя этого романса Петра Лещенко. Не менее чудесными романсами, но уже под рояль, порадовала публику актриса «Студии театрального искусства» Мириам Сехон. Немного латиноамериканского солнца в первые снежные дни добавила москвичам певица из Бразилии Габриэлла, а группа театра «Мост» показала хореографическую миниатюру.

Реплики в фойе

Александр ФИЛИППЕНКО, актер, лауреат в номинации «За лучший моноспектакль»:
– Спасибо зрителям, которые меня выбрали из числа всех номинантов. Если честно, я не верю, что это произошло. Моноспектакль «Один день Ивана Денисовича» – это ведь спектакль для детей. Но для взрослых детей. Я своим авторитетом вожу их, как рыбак, по разным тихим ручейкам, затонам, изгибам и пригоркам. Они улыбаются, смеются и наивно думают, что они не в моей власти. Но к концу спектакля я подвожу их к финалу, который напоминает скорее мощный удар. И здесь публика понимает, что весь вечер была во власти великой прозы Александра Солженицына.

Александр ШИРВИНДТ, лауреат в номинации «За лучшую импровизацию»:
– Почему большинство зрителей проголосовало за меня? Не знаю. «Театрал» поставил их перед нелегким выбором, ведь другие номинанты ничуть не хуже.

Константин БОГОМОЛОВ, режиссер, лауреат в номинации «За лучший ансамбль»:
– Благодарен «Театралу» за то, что он обратил внимание на наш скромный спектакль, а зрителям – за отданные голоса. Создавать ансамбль на сцене всегда непросто. Ведь все должны играть в едином стиле, у всех было одно понимание театра, хорошего вкуса и актерской игры. Единое понимание того, о чем спектакль, зачем он делается. А поскольку театр держится на индивидуальностях, то прийти к общему знаменателю подчас нелегко. Я старался подобрать таких артистов, которые не болеют амбициями лидерства, не тянут одеяло на себя. Они работают на спектакль. В этом и есть ансамбль.

Антон КУКУШКИН, актер, ведущий торжественной церемонии:
– Журнал подарил мне возможность со сцены увидеть родных людей, которые из разряда педагогов переходят постепенно в разряд моих коллег. «Театрал» – это возможность почувствовать, что я взрослею в профессии, если я выхожу перед этими монстрами и мне не страшно.

Виктор СУХОРУКОВ, актер:
– С удовольствием читаю каждый номер «Театрала». Мне нравится, что журнал не только пишет о корифеях сцены, но и открывает новые имена. Надо знать, кто в затылок дышит. И вот мне хочется разобраться, у какой двери я стою. Отпущен ли мне какой-то срок труда, фантазии, лицедейства? Вот на днях в Театре Моссовета выходит спектакль, где я играю главную роль. И надеюсь, что все мои бессонницы обернутся успехом. Через год я приду сюда же за премией. А чего мелочиться?

Марина ПОЛИЦЕЙМАКО, актриса:
– Я была представлена в номинации «За лучшую роль второго плана», но больше всего голосов зрители отдали другой актрисе. Это совершенно не обидно. Уже сам факт, что «Театрал» обратил на меня внимание, – мне очень дорог.


ВЫБОР ЗРИТЕЛЯ

«Звездный луч (за лучшее соло)»
Лауреат – Валентин ГАФТ –Сталин, спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», театр «Современник»
В названии спектакля нашлось место и имени драматурга, и имени постановщика. В стихотворной пьесе Валентина Гафта он сам играет Сталина. На сцене «Современника» выстроены красная с золоченым гербом СССР трибуна, лестница с балкончиком, выставлены многочисленные портреты вождя – в рамах и без, профили, исполинская фигура во френче и с маршальскими погонами. Гафт не прибегает к ухищрениям грима, играя лучшего друга советских физкультурников в собственных джинсах и рубашке. Александр Филиппенко играет собеседников вождя – Эдварда Радзинского, Георгия Константиновича Жукова, Михаила Жванецкого и других. Спектакль «Современника» оказался востребованным публикой, которая с удовольствием приходит на любимого артиста, играющего Вождя народов. В данном случае можно точно сказать словами Гафта-Сталина: «Вам нравится в моей быть власти. / Идя на сцену, как на плаху, / У вас глаза горят от счастья. / И бешеный восторг от страха».
Номинанты:
Елена КОРЕНЕВА – Медея, «Москва. Психо», театр «Школа современной пьесы»;
Полина КУТЕПОВА – Молли, «Улисс», театр «Мастерская Петра Фоменко»;
Кирилл ПИРОГОВ – Жак-меланхолик, «Сказка Арденнского леса». Театр «Мастерская Петра Фоменко».

«Созвездие (за лучший ансамбль)»
Лауреат – спектакль «Старший сын» (режиссер Константин Богомолов, Театр под руководством Олега Табакова)
В своей постановке по классической пьесе Александра Вампилова молодой режиссер предстал внимательным читателем, чутким к трагикомической природе театральности одного из наших лучших драматургов. Вместе с актерами он подробно выстраивает взаимоотношения персонажей в странном доме, где то и дело вспыхивают скандалы, но все домашние связаны друг с другом не только родственными узами, но любовью, нежностью и пониманием. Советский быт воссоздан в спектакле сочно, подробно, с любовью: песни Пахмутовой, радиоинтервью Брежнева, облупленный кафель, эмалированная кастрюля с супом. Артисты «Табакерки» с удовольствием играют в этом бытовом пространстве, точно чувствуя дух и стиль воссоздаваемого времени. И весь ансамбль «Табакерки» настраивается на камертон Сергея Сосновского, сыгравшего Сарафанова – отца семейства.
Номинанты:
«Река Потудань» (режиссер Сергей Женовач, Студия театрального искусства);
«Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис, Театр наций);
«Дети солнца» (режиссер Адольф Шапиро, Малый театр);
«Жизнь удалась» (режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов, Театр.doc,
Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина).


«Другая Вселенная
(за новаторство на театральной сцене»
Лауреат – спектакль «Времена… Года» (режиссер Иван Поповски, Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой)
Ученик Петра Фоменко македонец Иван Поповски последние годы много работает над созданием в Москве театра нового типа, отыскивая разнообразные сочетания музыкального театра с иными видами искусств. В своих «Временах… Годах» он полностью отказался от слов, доверившись музыкальной аранжировке Олега Синкина, живописным эффектам сценографии Константина Лебедева и актерскому мастерству четырех исполнительниц-певиц. Фантазии, ума, вкуса и воображения, задействованных во «Временах... Годах», точно хватило бы на десяток обычных столичных премьер. Иван Поповски изобретательно варьирует возможности крохотной сцены-коробки, используя буквально каждый сантиметр пространства: глубину, высоту, карманы сцены. Декорации складываются и разворачиваются прямо на глазах у зрителей. Спектакль хорошо задуман и изящно сделан, немного напоминая те волшебные музыкальные шкатулки, чьи секреты мы так старательно и так безуспешно пытались разгадать в детстве.
Номинанты:
«Синее чудовище» (Константин Райкин, театр «Сатирикон»);
«Сказки» (Юрий Любимов, Театр на Таганке);
«Бедная Лиза» (Алла Сигалова, Театр наций);
«Opus №7» (Дмитрий Крымов, «Школа драматического искусства»);
«Берег женщин» (Анжелика Холина, Театр имени Вахтангова).

«Незаходящая звезда (за лучшую импровизацию)»
Лауреат – Александр ШИРВИНДТ – Мольер в спектакле «Кабала святош», Театр сатиры
Мольер – одна из лучших и самых ответственных ролей блестящего худрука Театра сатиры за последний десяток лет. Режиссер Юрий Еремин, долго уговаривавший актера взяться за эту роль, построил многофигурный спектакль как камерное лирическое произведение, в котором главной темой стала не борьба художника и власти, а борение человека с самим собой. Спектакль начинается с того, что Александр Анатольевич Ширвиндт, какой есть – в кепке и длинном темном пальто, – проходит мимо фасада Театра сатиры, поднимается по ступенькам к служебному входу. В финале – так же уходит. Говоря словами любимого режиссера Александра Ширвиндта Анатолия Эфроса, «такая роль, если ты хочешь открыть ее по-настоящему и открыть в ней самого себя, требует... подвига человеческой откровенности и самоотдачи».
Номинанты:
Олег ТАБАКОВ – граф Альмавива,«Безумный день, или Женитьба Фигаро», МХТ;
Лев ДУРОВ – Нат, «Я не Раппапорт», Театр на малой Бронной;
Алиса ФРЕЙНДЛИХ – Москалева, Дядюшкин сон» и Мадлен, «Уроки танго и любви», БДТ;
Николай ФОМЕНКО – Макс, «Саранча», Театр имени Пушкина.

«След кометы (за лучший эпизод или роль второго плана)»
Лауреат – Мария АРОНОВА – Елена в спектакле «Троил и Крессида», Театр имени Вахтангова
Выход Елены в спектакле Театра Вахтангова обставлен по-царски. Составленные столы образуют подобие подиума, на нем – большая рама, в раме – парадным портретом самой себе – золотоволосая Елена. Шекспир дал ей словарный запас и обороты речи уличной девки, Елена – Аронова еще и сипит, будто потеряла голос, торгуясь на базаре. В благодарность за песенку Пандара Елена откроется перед ним вся, как есть. Распахнет длинный черный плащ, и – Господи ты, боже мой – на Аронову надето розовое трико с толщинками, в котором она карикатурными очертаниями напоминает каменных баб эпохи неолита. Елена становится кошмарным воплощением безумия войны, гротескной чудовищной бабищей-победой.
Номинанты:
Марина ПОЛИЦЕЙМАКО – Мать Мэй, «Сказки», Театр на Таганке;
Светлана НЕМОЛЯЕВА – Агафья Тихоновна, «Как поссорились…», Театр имени Маяковского;
Иван ПОПОВСКИ – Телохранитель короля, «Сказка Арденнского леса», театр «Мастерская Петра Фоменко».

«Светит одинокая звезда (лучший моноспектакль)»
Лауреат – Александр ФИЛИППЕНКО
(«Один день Ивана Денисовича», театр «Практика»)
На сцене из реквизита только свечка, стол и карта ГУЛАГа на заднике. Но голос Александра Филиппенко, его мимика и пластика творят маленькое чудо – видны все страшные подробности лагерной жизни, описанной Солженицыным и всех персонажей «Ивана Денисовича». Они как будто выступают из тьмы, окружающей сцену, и потом снова скрываются в ней. Актер переписал от руки весь текст «Ивана Денисовича», чтобы выучить текст, но и, конечно, для вживания в образ, в роль. Ролью, впрочем, это назвать трудно: соединение такого текста и такого актера – это уже нечто сверхтеатральное. О самом страшном – о ежедневном кошмаре уничтожения человеческого в человеке – Александр Филиппенко рассказывает с какой-то акварельной прозрачностью, за которой видны глубины особого душевного таланта.
Номинанты:
Евгений РЕДЬКО («Портрет», РАМТ);
Тимофей ТРИБУНЦЕВ («Повесть о капитане Копейкине», Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина);
Марина ВЛАДИ («Владимир, или Прерванный полет», театр «Бюф дю Нор», Франция, на сцене Театра наций).


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ

«Звезда по имени Солнце»
Олег БАСИЛАШВИЛИ и Элина БЫСТРИЦКАЯ

«Восходящая звезда»
Мария АНДРЕЕВА (Малый театр)

«Самому преданному читателю»
Марк ЗАХАРОВ

Премия меценату (за бескорыстную поддержку российского театрального искусства)
Николай ЦВЕТКОВ (председатель совета директоров финансовой корпорации «УралСиб»)

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter