Posted 8 декабря 2008,, 21:00

Published 8 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Глубокое дыхание кино

8 декабря 2008, 21:00
6 декабря в кинотеатре «Художественный» стартовал «Артдокфест», на плакате которого изображен перечеркнутый телевизор. Это и знак, что «по ящику» такое кино практически не идет, и демонстративное «фе» телевидению, которое заливает зрителей словесной псевдо-документалистикой, и намек на то, что кино нужно показывать на

Организатор фестиваля – известный режиссер-документалист Виталий Манский («Тело Ленина», «Анатомия ТАТУ», «Девственность» и др.), несколько лет работал на телевидении, пытаясь сделать системной трансляцию подлинной кинодокументалистики. Теперь он намерен добиться, чтобы «нетелевизионные» («неформатные») документальные фильмы заняли достойное место в кинотеатрах, которые сейчас показывают почти исключительно игровое кино. Демонстрация актуальной кинодокументалистики в самом центре российской столицы, на Арбатской площади – важный шаг в этом направлении. Немаловажно и то, что жюри фестиваля (куда входят также Татьяна Друбич и Олег Кулик) возглавил видный телевизионный менеджер и кинопродюсер Александр Роднянский, в начале 90-х снявший несколько весьма заметных документальных картин.

Первые два дня «Артдокфеста» наглядно и неожиданно для самих устроителей показали, что спрос на кинодокументалистику в столице есть. В обоих залах «Художественного» полно публики, не очень похожей ни на случайную кинотеатральную аудиторию, ни на тусовочную публику игровых премьер. Если авторы готовы поговорить со зрителями, после сеанса в пресс-кафе набивается полсотни человек, не устающих задавать вопросы, касающиеся художественных и социальных аспектов фильма, а то и говорить о них наравне с режиссерами.

Программа показов весьма разнообразна. Отмашка от телевидения – всего лишь жест, потому что здесь же показываются и наиболее знаковые телефильмы года, включая псевдоисторию «Гибель империи. Византийский урок» архимандрита Тихона и мелодраму Натальи Гугуевой и Аркадия Когана «Высоцкий и Влади. Последний поцелуй». Имеется цикл «Актуальная мировая документалистика» из архива Нионского кинофестиваля с изюминкой. Есть подборка выдающихся документальных фильмов, составленная Роднянским, куда вошли «Высший суд» Герца Франка, «Коянискацци» Годфри Реджио и другие произведения мировой классики. 83-летний Франк также представил в Москве новую картину, смонтированную из видеонаблюдений за репетициями и спектаклями театра «Гешер» под управлением Евгения Арье. Перед просмотром зал набился под завязку, многие остались еще и на просмотр нетелевизионной версии, а мудрый мэтр еще час отвечал на вопросы.

На открытии состоялась премьера фильма Алены Полуниной «Революция, которой не было», где молодая и очаровательная документалистка, четыре года назад дебютировавшая картиной «Да, смерть!» о «лимоновцах», продолжила изучение «национал-большевистской» оппозиции. На этот раз она создала емкий групповой портрет оппозиционного движения, нигде не навязывая зрителям предвзятое отношение к своим персонажам, а раскрывая их – в том числе вождей «несогласных» – так, чтобы зрители сами могли разобраться, кто есть кто: вот окруженный юнцами моложавый старичок Лимонов, смахивающий не столько на лидера, сколько на совратителя малолеток; вот внутренне растерянный Каспаров, будто не понимающий, в какую компанию попал, а вот вальяжный Касьянов, пытающийся получить политические дивиденды с этого сомнительного союза. Тут же и явная власть в образе милиции, образовавшей плотное кольцо и сопровождающей марширующих оппозиционеров, и власть скрытая, где-то за кадром разделавшаяся с одним радикалом и угрожающая «опустить» другого. А вот уже звучит призыв одного из нацболов отомстить за зверски убитого товарища: после того, как пролита кровь, политическое движение легко может перейти в кровную месть, которая в случае широкого распространения называется гражданской войной. Увы, в сегодняшней России лишенное сервильности политическое кино можно снять лишь при поддержке зарубежных источников, что дает повод лжепатриотам обвинять его в продаже Родины за границу. А показать действительно острые картины многомиллионной аудитории просто невозможно.

Во второй день феста удивило «Холотропное дыхание» Эдуарда Сагалаева, в котором популярный телеведущий молодежных передач 1980-х, а ныне солидный президент собственного фонда предстал фанатичным последователем Станислава Грофа, в 1960-е годы предлагавшего своим адептам достичь очищения, просветления и трансперсонального откровения с помощью ЛСД, а теперь – с помощью глубоких вздохов. У Ильфа и Петрова читаем: «Дышите глубже – вы взволнованы», а от Сагалаева слышим: «Дышите глубже – вам откроются тайны мироздания». Что ж, изменять сознание дыханием легче, нежели постом и молитвами, и безвреднее, чем наркотиками. Есть у нас огнепоклонники, есть хаббардисты, есть виссарионовцы, а теперь будут еще и сагалаевцы. Хотя харизма у Эдуарда Михайловича заметно меньше, чем у обоих неистовых Виссарионов и одного истового Виссарионовича.

Вход на просмотры «Артдокфеста» свободный, хотя говорят, будто кино следует показывать за деньги, поскольку люди ценят лишь то, за что готовы платить. Но умные прокатчики поступают так же, как виноторговцы, которые приглашают попробовать их вино: кому понравится, тот будет покупать его и в дальнейшем. Это относится и к документальному кино: многие нынешние зрители просто не знают, что это такое. Чтобы его полюбить, нужно распробовать и оценить послевкусие.

"