Posted 9 ноября 2018,, 15:04

Published 9 ноября 2018,, 15:04

Modified 7 марта, 16:15

Updated 7 марта, 16:15

"Несокрушимый" - фильм, за который не надо краснеть

"Несокрушимый" - фильм, за который не надо краснеть

9 ноября 2018, 15:04
Новое кино о войне смотришь с тревогой. Думаешь: только бы не было «клюквы». Только бы фигню не состряпали. «Несокрушимый» Константина Максимова, к счастью, не огорчил.

Валерий Рокотов

Это доброкачественное кино, снятое без дураков, где всё «всамделишное» – и танки, и люди.

Авторы экранизировали конкретный подвиг. В июле 1942-го экипаж КВ-1 в одиночку разбили 16 немецких танков и САУ, да ещё 2 бронемашины в придачу. Сам КВ был подбит и сгорел, но часть экипажа спаслась, захватила немецкий «Тигр» (выкрала его из колонны) и на нём вернулась к своим.

В это почти невозможно поверить, но это не басня. Разведгруппа, отправленная на поле боя, нашла подбитый КВ с обгоревшими телами танкистов и пересчитала железо немецкое. Местные жители подтвердили, что всё это месиво сотворил один танк.

Командовал машиной лейтенант Семён Коновалов, крестьянский парень из-под Казани. Ему было 22 года. Известно о нём немного: получил звание Героя и провоевал до Победы. После войны уволился в запас, работал на заводе, жил скромно. Умер в 1989-м.

И почти ничего не известно о его экипаже. Одни лишь фамилии и инициалы – как на плитах мемориалов.

Авторы оттолкнулись от реального случая, а остальное додумали. Современная кинодраматургия требует мелодрамы, любви. Мы, наверное, уже никогда не вернёмся ко временам, когда кино умело без этого обходиться. Каждый фильм отражает своё время, даже если рисует прошлое. Поэтому к истории «любви на линии огня» нет претензий. Да, придумано. И что? Перед нами – художественный фильм, а не документальный. Критика замысла с этой точки зрения предельно глупа.

Семён Коновалов в «Несокрушимом» встречает на фронте жену, с которой рассорился. Она – механик. О ней ходят легенды. Бойцы говорят, что фрицы за неё даже награду назначили. Почему супруги переругались, остаётся неясным. Понятно только, что Коновалов ревнив – не оставляет жене ни малейшей возможности для манёвра. Улыбнулась кому-то – всё, развод и девичья фамилия. А что, не бывает таких ревнивцев? Бывают.

Супруга в фильме хочет загладить вину, которой нет, что выглядит достоверно и трогательно. Видно, что они влюблены, но его упрямство, твердыня природная, всё ставит на грань, всё губит. В этой любви не поэтические ноты звучат. Там железо лязгает.

Жена понимает, что вернуть мужа, снова стать семьёй, можно одним способом – возродив его «восьмёрку», его видавший виды и устаревший КВ. На смену этому монстру уже приходят «тридцать-четвёрки», маневренные, с башнями на электрическом приводе. А тяжёлый КВ-1 – уже прошлое.

Она находит и меняет запчасти, но танк не заводится. Его экипажу приказывают отправляться в бой на броне, с пехотой. Это один из самых проникновенных моментов картины – когда жена пытается оживить танк, а счёт идёт на минуты. Экипаж уже зовут в строй.

Могла бы она родить новый КВ – она бы его родила. Видно, что она ровно об этом думает. И чудо случается. Приходит весть: в лесу стоит ещё один КВ, заглохший, с неполным боекомплектом. Если подлатать – заведётся. Жена заводит танк и дарит мужу. Здесь метафора очевидна – она «рожает» танк. Ребёнка бог не дал, но дал танк. Этот «ребёнок», посланный богом войны, супругов и примиряет в сражении.

И Коновалов, и его жена показаны людьми железной эпохи, её творениями, и видно, что авторам фильма они представляются чем-то уникальным, абсолютно неповторимым. Они очарованы своими героями. Чувство восхищения прочерчивает рамки, за которые они не желают переступать. Вот не желают авторы никакой модной двусмысленности. Они хотят проявить уважение, экранизировать своё представление о войне и имеют на это полное право.

Есть в фильме шероховатость. Не всем артистам посчастливилось развить свои образы. Их заслонила драма главных героев. Если образ майора, приударившего за женой Коновалова, оказался вполне очерчен, то образ наводчика – явно незавершён. Он словно вырезан из фильма. А жаль – парень комичен, а комический элемент всегда важен в таком кино.

Снимала фильм Елена Иванова, ученица Леонида Калашникова, продюсировала Ольга Погодина (она же в роли жены Коновалова). Возможно, поэтому при всей своей мужественности и полном погружёнии в реализм, «Несокрушимый» оказался лиричен. Его высоту очень точно передаёт музыка, связывающая прошлое с настоящим.

И особая роль в картине отведена танкам. Они показаны драматично – устрашающими и хрупкими, несущими смерть и обречёнными, если что-то сломалось. Поразительно, что постановщикам удалось привлечь столько танков. Кажется, что всё «тридцать четвёрки» съехали со своих пьедесталов, чтобы окунуться в родную стихию огня и грязи, а после съёмок вернулись назад.

"