Posted 8 ноября 2009,, 21:00

Published 8 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Шоковая ария

Шоковая ария

8 ноября 2009, 21:00
К неожиданным результатам привел кризис в итальянской опере, которую неурядицы в экономике затронули сильнее других видов искусства. Никто уже не спорит с тем, что ей срочно требуются перемены. В то время как в первую половину этого года поп-концерты посетили 6 млн. итальянцев, в опере побывали лишь 936 тыс. человек. Э
Сюжет
Деньги

Вторая половина года для знаменитых итальянских опер выдалась еще более тяжелой, чем первая. Сейчас, к примеру, в миланской «Ла Скала» со страхом ждут официального сообщения о том, что государственные дотации на новый сезон будут сокращены на 7 млн. евро. Это очень сильный удар по театральному бюджету, так как поддержка государства составляет почти половину от 110 млн. евро, которые зарабатывает за год «Ла Скала».

Перед этим улицы, трамваи и автобусы Милана пестрели афишами, на которых под лежащей женщиной в просвечивающей рубашке было написано: «Жестокость, страдания и предательство – все это вы испытаете на нашей опере». С помощью подобных афиш руководство «Ла Скала» заманивает в оперу молодежь, от активности которой, не исключено, будет зависеть судьба самого знаменитого оперного театра планеты.

«Наша кампания должна опровергнуть укоренившееся в умах многих представление о том, что опера скучна, устарела и предназначена не для простых смертных», – сообщила корреспонденту лондонской воскресной газеты Observer Донателла Брунацци, отвечающая в «Ла Скала» за рекламу. Брунацци не скрывает, что переняла опыт у коллег из Флоренции. Франческо Джамброне, генеральный директор оперного театра «Маджио», наверное, вдохновленный творчеством Энди Уорхола, поместил на афиши «Травиаты»… консервную банку с лицом Джузеппе Верди и энергичным слоганом: «Высокие эмоции и чувства. Заготовьте побольше слез и поцелуев». Цель – привлечь, по словам Джамброне, внимание людей, которые предпочитают операм реалити-шоу типа «Большого брата».

Нетрудно догадаться, однако, что «ребрендинг» был встречен в штыки традиционными поклонниками оперы, причем не только слушателями, но и профессионалами, и руководителями оперных театров. «Оперу нельзя продавать так же, как джинсы, – уверен известный оперный режиссер Денис Криф. – Между культурой и шоу-бизнесом существует огромная пропасть». С ним полностью согласен Мауро Мели, генеральный директор оперного театра «Реджио» в Парме, любимом городе Верди: «У нас, в Парме, народ уважает традиции, поэтому наши афиши выполнены в более строгом стиле».

Во Флоренции и Милане на упреки традиционалистов отвечают внушающей оптимизм статистикой. Молодежь впервые за многие годы пошла в оперу. В прошлом году, например, Франческо Джамброне с помощью дисконтных карт для тех, кто моложе 26 лет, ухитрился распродать все билеты на 15-дневный оперный марафон, состоявший из «Тоски», «Богемы» и «Сельской чести». Скидки для молодежи дополнялись афишами со страстно целующимися парочками, напоминающими афиши голливудских мелодрам 50-х годов прошлого столетия. В «Ла Скала» новая рекламная стратегия помогла реализовать билеты на превью открытия прошлогоднего сезона – «Дона Карлоса». Тогда билеты продавались только тем, кому не было 30 лет. В этом году «Ла Скала», число членов сайта которой в социальной интернет-сети Facebook достигло 15 тыс. человек, повторила успешный опыт и всего за два часа продала все билеты на превью «Кармен» Бизе. И вновь в зале находились слушатели до 30 лет.

Стефана Лисснера, генерального директора «Ла Скала», снижение возраста публики не беспокоит. Он приводит слова знаменитого американского композитора Леонарда Бернстайна, который как-то сказал: «Когда я слышу аплодисменты в неправильном месте, они меня не расстраивают, а говорят, что в зал пришел новичок».

"