Posted 8 ноября 2007,, 21:00

Published 8 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Слушать подано

Слушать подано

8 ноября 2007, 21:00
Мировой шоу-бизнес пребывает в панике. Стремительное падение интереса слушателей к компакт-дискам и кассетам способно подорвать все устои музыкальной индустрии. С каждым днем все больше и больше музыки скачивается через Интернет. Без всяких услуг пиратов в виртуальном пространстве можно вполне легально получить бесплат

Российские музыканты всегда сетовали на то, что, в отличие от западных коллег, они не могут заработать с продаж компакт-дисков и кассет из-за высокого уровня пиратства. Однако сегодня, когда музыка катастрофическими темпами уходит в Интернет, перед проблемой, как заработать на студийной записи, встал весь мир. Закаленная пиратами Россия рискует оказаться самой приспособленной к «новому музыкальному порядку» страной. Правда, пока по части креатива мы отстаем от мировой индустрии.

Как же музыканты выходят из этой ситуации? Одни, по-прежнему выпуская песни и альбомы на традиционных носителях (компакты и кассеты), стараются выделиться, заключая договоры с совершенно непрофильными сетями распространения. Другие махнули рукой на доходы и говорят, что первыми выложат в Сеть новые песни, иначе через несколько часов их выложит туда кто-то другой.

Когда объемы сетевой музыки еще не были столь впечатляюще огромными, несколько западных групп, опираясь на своих преданных фанатов, придумали систему продажи альбомов, которую условно можно назвать кредитной. Они организовывали «подписку» на еще не записанные альбомы. Фаны заранее платили кумирам деньги, те арендовали на них студию, записывали пластинку и рассылали ее подписчикам. По такой системе диск распространяла, в частности, группа Einsturzende Neubauten, а парни из Marillion так расчувствовались, что имена всех своих «меценатов» разместили на буклете альбома.

Российские музыканты к таким методам пока не прибегали, они по-прежнему пытаются идти наперекор сложившейся системе: к примеру, Александр Градский пытается сам заниматься распространением своих дисков, а Юрий Антонов однажды и вовсе запер весь тираж свежезаписанного альбома на складе и никому его не показывает – до полного искоренения пиратства. Правда, в начале следующего года обещал все-таки пустить CD в продажу. К этому моменту интерес пиратов к компакт-дискам действительно угаснет до минимума. Правда, причина исключительно в том, что гаснет интерес со стороны потребителя.

Между тем самым успешным можно считать недавний опыт группы Radiohead. Музыканты выложили свой новый альбом в абсолютно свободный доступ, оговорив при этом, что каждый желающий может заплатить за него столько, сколько посчитает нужным (и даже ограничили максимальную цену сотней фунтов стерлингов). Для бесплатного скачивания достаточно было поставить рядом с фразой «ваша цена» цифру «ноль». Итог превзошел самые оптимистические ожидания. За первые два дня продаж новый альбом Radiohead скачали... 1,2 млн. раз, средняя цена составила 1 фунт, причем число «халявщиков» не превысило 35%.

В то же время в мире рискует измениться не только система продаж, но и система раскрутки музыкантов. Сетевая популярность уже сегодня вполне сравнима с популярностью радийной и телевизионной. А с учетом того, что ТВ и радио становятся все более ангажированными (особенно в нашей стране), Интернет – это не только мощный, но и значительно более объективный «звездомер». К тому же если сейчас Всемирную паутину в основном успешно используют те, кто раскручен вне Сети, в будущем, похоже, Сеть станет не только продавать уже имеющихся звезд, но и создавать новых.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий КОННОВ,генеральный директор Universal Music Russia:
– Действительно, музыкальная индустрия перестраивается, и, естественно, в момент перестройки доходы падают. Для молодых артистов, которые сейчас выходят на рынок, любой успех означает существенный рост их доходов. Но для артистов, у которых за плечами десять, а то и двадцать лет сценической деятельности, снижение доходов, которое происходит сейчас, является неприемлемым. Именно поэтому они и избирают формы независимой дистрибуции. Группа Radiohead сделала, на мой взгляд, прекрасную маркетинговую акцию. Молодые музыканты не могут себе этого позволить, у них другие способы привлечения к себе внимания, например через Интернет. И в той же Англии ресурс My Space является одним из превосходных способов привлечь внимание к молодому артисту. Кстати, оттуда появился всем известный сейчас Mika.
Александр ТИХОНОВ, главный эксперт информационного агентства InterMedia:
– Когда старая индустрия очень быстро теряет свою эффективность, а новая эту эффективность еще не набрала, наши рекорд-лейблы все больше и больше ищут артистов, с которыми риски будут минимизированы. Сейчас все больше людей, которые могут принести не просто уже записанный альбом, но и деньги на его продвижение. Возникают проекты, не имеющие эстетического и культурного значения, это просто бюджеты, которые реализуются путем известных раскрученных схем. А Интернет дает возможность старта никому не известного коллектива. Но как только группа начинает обретать все большую популярность, в ее сознании происходят очень большие перемены, которые приводят к тому, что она начинает изымать из свободного доступа в Интернете свои произведения. Причем изымать она их пытается, но сделать это практически невозможно, поскольку музыка, хотя бы раз запущенная в Сеть, живет там по своим собственным законам. В целом в мире цифровые продажи растут опережающими темпами. В России тоже, но низкий уровень правовой культуры приводит к тому, что у нас пока зарабатывать на Интернете очень сложно.
Мария ЕЖУКОВА, директор по маркетингу звукозаписывающей компании Gala Records:
– Популярные артисты востребованы даже на кассетах, не говоря уже о компакт-дисках. Успех певицы МакSим ясно показывает емкость рынка – продажи дебютного альбома составили более миллиона копий, причем практически все композиции из него были выложены в Интернете и присутствовали на пиратских дисках. Нет громких релизов, новых имен, на премиях МУЗ ТВ и MTV Россия одни и те же артисты представлены в разных номинациях из года в год – вот это действительно проблема.

"