Posted 9 октября 2019,, 06:32

Published 9 октября 2019,, 06:32

Modified 7 марта, 15:29

Updated 7 марта, 15:29

"Трезориум": Акунин нас опять не обманул

"Трезориум": Акунин нас опять не обманул

9 октября 2019, 06:32
Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке
Сюжет
Книги

Анна Берсенева

Помню, четыре года назад меня удивило, каким образом торговцы книгами представили читателям роман Бориса Акунина «Аристономия», первый в цикле «Семейный альбом»:

Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) после сорока приключенческих произведений написал, наконец, первый серьезный роман, которого давно ждали читатели и критики. По жанру это "роман идей". Автор работал над ним несколько лет.

Из этого странноватого представления, которое подтверждал в своих интервью и сам Акунин, следовало, что до сих пор этот автор предлагал читателям некий суррогат - не книги, а проекты, а теперь наконец смилостивился и показал, на что способен: написал настоящий текст, с полной, так сказать, самоотдачей.

Смешно. Когда же он притворялся, раньше или сейчас? - подумали тогда многие, и я в том числе.

Ну а только что вышедший роман «Трезориум» (М: Захаров. 2019), четвертый в цикле «Семейный альбом», я встретила уже без настороженности. Мне давно стало понятно, что Акунин пишет все свои книги одинаково, причем в лучшем смысле этого слова. И в романах о Фандорине, и в тех, что о монахине Пелагии, и в романах из серии «Жанры», и в тех, что издаются под разовыми псевдонимами, - в общем, во всех у него всегда есть идеи, к тому же излагает он их весьма увлекательно. Точнее, это даже не потребность, писать именно так, а неспособность писать иначе. Так что читателю стоит успокоиться: в любом из романов цикла «Семейный альбом», да и в свежеизданном «Трезориуме», он встретит знакомого автора со всеми его достоинствами. Не исключаю, что кто-то считает их недостатками, но то, что они делают Акунина Акуниным - в любом из его текстов, какой ни возьми, что бы он сам на сей счет ни говорил - для меня бесспорно.

Ни одна его книга не кажется «безыдейной», и все они равно сильны сюжетом и интригой. Правда, для изложения идей в цикле «Семейный альбом» предлагается форма, не используемая Акуниным в других произведениях: дневники и записки героев. В «Трезориуме» главы перемежаются дневниковыми записями, а в каждой главе есть свой главный персонаж. Автора же самих дневников читатель так и не увидит, но это не делает его образ менее ярким, а чтение его записей необязательным - они затягивают едва ли не больше, чем непосредственно действие. Действие же происходит в последний месяц Второй мировой войны. Главные участники событий - их глазами мы и видим происходящее - младший лейтенант Советской Армии Рэм Клобуков (его отец впервые появился в «Аристономии» и прошел через все романы цикла «Семейный альбом») и юная немецкая диакониса Хильдегард, которая на самом деле и не диакониса, и не немецкая, и имя у нее другое. В дневниках же подробно излагается изобретенная гениальным педагогом и опробованная им на практике система воспитания и образования маленьких детей. С ее помощью любого ребенка можно превратить в яркую личность с полностью реализованными талантами, которыми абсолютно всех наделяет природа и которые обычно пропадают втуне именно вследствие неспособности взрослых угадать их и вовремя развить в детях.

Правда, практика эта проходит в «Трезориуме» посреди ужасов Холокоста и, таким образом, главная мысль романа - и в части дневников, и в части действия - проста: война не только физически обрывает жизнь отдельного человека, но и рушит судьбу всех, чье счастье он мог бы составить.

Однако простота эта - синоним не шаблонности, а убедительности, подкрепленной беллетристически, ничуть не слабее, чем идейно.

Так что не верьте автору, читатели! Он снова нас не обманывает - в «Трезориуме» это тот самый Акунин, которого мы полюбили еще со времен первого Фандорина.

"