Posted 8 октября 2014,, 20:00

Published 8 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

«Смертельный удар» по опере

«Смертельный удар» по опере

8 октября 2014, 20:00
Итальянские поклонники оперы с ужасом узнали об очередном ударе, который кризис нанес их любимому искусству. Администрация Римской оперы, ссылаясь на финансовые трудности и трудовые споры, была вынуждена пойти на беспрецедентный шаг и уволить весь хор и оркестр общей численностью 182 человека.

«Это смертельный удар не только столичной опере, но и всей культуре Рима и культуре всей Италии», – цитирует сайт operanews.com Паоло Терринони, лидера одного из профсоюзов, представляющих оперных работников.

Римская опера – Teatrodell’ Opera di Roma – открылась в 1880 году. В сложном финансовом положении она находится уже не один год. Кроме проблем с деньгами, у столичного оперного театра серьезные проблемы также с менеджментом и профсоюзами.

Особенно сильно лихорадило Римскую оперу в последнее время, когда к финансовым проблемам прибавились разногласия между администрацией и сотрудниками, вылившиеся в забастовки и другие, не очень подходящие к столь высокому искусству, как опера, действия.

Две недели назад отказался работать в Римской опере 73-летний дирижер Риккардо Мути, сотрудничавший со столичным театром последние шесть лет. Он с глубочайшим сожалением объяснил, что не может больше руководить труппой, которую в буквальном смысле этого слова разрывают бурные противоречия.

Слова маэстро о «бурных противоречиях» не преувеличение человека искусства, а суровая реальность. С Мути полностью согласен римский градоначальник Игнацио Марино, который возглавляет совет директоров Римской оперы. По его словам, ситуация настолько серьезна, что перед театром стоит выбор: или заключить новый договор, или оказаться перед лицом неминуемого закрытия.

Столь массовое увольнение является беспрецедентным шагом в итальянском искусстве. Синьор Марино считает его правильным и необходимым и надеется, что оно будет способствовать ренессансу всемирно известной своими славными традициями оперы.

Поддержал администрацию театра и министр культурного наследия и культурной деятельности Италии Дарио Франческини. Он тоже уверен, что это «болезненный, но необходимый шаг».

Массовое увольнение означает расторжение контрактов с музыкантами и хористами. Это в свою очередь означает, что теперь уволенные, если захотят, конечно, могут продолжить работу в Римской опере как фрилансеры, т.е. не будут получать оклад. Это позволит Римской опере экономить 3,4 млн. евро в год. Деньги немалые. Они составляют в 12-миллионном бюджете оперы почти треть расходов.

Отношения сотрудников оперного театра с администрацией давно оставляют желать лучшего. Не так давно, к примеру, забастовка оркестра сорвала «Травиату», которую ставили на фоне бань Каракаллы. Забастовка была объявлена в знак протеста музыкантов и певцов Римской оперы против разработанного администрацией плана возрождения театра. В основе конфликта новые контракты, предусматривающие сокращение персонала. Однако если по плану предлагалось сокращение, например, численности оркестра со 117 до 92 человек, то после отказа подписывать новые контракты уволенными оказались все музыканты. Так же, как 65 членов хора.

Римская опера отчаянно нуждается в деньгах. Расходы растут, а зрительская аудитория сокращается. В результате столичный театр задолжал более 40 млн. евро. До последнего времени столичная опера кое-как сводила концы с концами и не закрылась лишь благодаря субсидиям правительства Италии и властей Вечного города.

Генеральный менеджер Римской оперы Карло Фуорте не считает, что произошло трагическое и беспрецедентное событие. По его словам, многие европейские оперы уже перешли на фрилансовые контракты со своими сотрудниками. Так что итальянская опера не идет «впереди планеты всей», а догоняет. Синьор Фуорте утверждает, что необходимость новой модели для итальянской оперы назревала давно, но только сейчас сделан первый шаг на пути глубоких перемен. Он также выразил надежду, что начавшийся сезон закончится без «ЧП» и не будет сорван.

Как нетрудно догадаться, точки зрения музыкантов, членов хора и профсоюзов диаметрально отличаются от позиции чиновников от искусства. У пострадавших увольнения вызвали ярость. «Правда в том, – рассказал римским журналистам генеральный секретарь профсоюза театральных работников Массимо Кестаро, – что предпринята попытка разрушения и уничтожения культурных заведений нашей страны».

Что же касается самих уволенных, то они, по словам тромбониста Марко Пиаццы, намерены бороться с этим «шокирующим и беспрецедентным» решением. Чем закончится эта борьба, покажет время.

"