Posted 8 октября 2008,, 20:00

Published 8 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Дом музыки открыл шестой сезон

8 октября 2008, 20:00
Дом музыки открыл шестой сезон

Для открытия нового концертного сезона Московского международного Дома музыки маэстро Владимир Спиваков выбрал непростую программу: в Первом концерте Шостаковича он солировал на скрипке, а второй частью вечера стала Пятая симфония Бетховена.

Дирижировал Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) его главный приглашенный дирижер Ион Марин. Оркестр продемонстрировал прекрасную форму. Насыщенный и благородный тембр каждой группы, стройный баланс общего звучания, особая свобода дыхания, создающая ощущение непрерывности музыкального потока и формирующая увлекательную, сюжетную драматургию, – все эти достоинства возвели концерт в ранг тех особых встреч с высоким искусством, которые способны заворожить любого слушателя и хотя бы на минуточку заставить по-детски поверить в чудо. Ион Марин, находясь в прекрасном творческом взаимопонимании с музыкантами НФОР, добился от оркестра еще и блестящего стилистического перевоплощения. В Пятую симфонию Бетховена, с ее тезисом «от мрака – к свету», НФОР и Марин словно вдохнули некую упругую пульсацию, подчеркнув стройность пропорций и наполнив по-классицистски ясной гармонией.

В прочтении Спиваковым Первого концерта Шостаковича, возможно, важнейшим ключом стало посвящение легендарному скрипачу Давиду Ойстраху, которому руководитель оркестра посвятил концерт–открытие сезона. Некогда именно для Ойстраха Шостакович создавал оба своих скрипичных концерта. И его трактовки, запечатленные в аудиозаписях, стали краеугольным камнем для всех сегодняшних скрипачей. Спиваков, следуя традициям мастера, заострил многие нюансы, подчеркнув трагические мотивы, а лирические образы сделал ирреально-ускользающими.

Непростой и по стилистике, и по музыкальному языку концерт публика слушала затаив дыхание, а в итоге разразилась овациями. Будучи уникальным артистом, своим обращением к одному из самых сложных и противоречивых произведений концертного жанра XX столетия, Спиваков совершил открытие. Возможно, для многих – это стало открытием мира музыки Шостаковича вообще. А, открывая сезон в сравнительно новом Светлановском зале Дома музыки, он открыл еще одну более чем отрадную истину: с каждым годом акустика Светлановского зала, некогда жестоко критикуемая, улучшается и словно раскрывается. Несомненно, такие стилистически «сложные» концерты способствуют и развитию акустики, и формированию чувства стиля и вкуса слушателей. И в наступившем новом сезоне в возглавляемом Спиваковым Доме музыки таких программ будет немало.

"