Posted 8 сентября 2015,, 21:00

Published 8 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Марш энтузиастов

Марш энтузиастов

8 сентября 2015, 21:00
Закончилось лето, а вместе с ним и сезон опен-эйров, которому многие прочили провал из-за экономического кризиса и политической ситуации. Тем не менее фестивальное лето состоялось: некоторые установили рекорды по посещаемости, другие продержались исключительно на энтузиазме создателей. «Новые Известия» решили подвести

В начале лета в разговоре с корреспондентом «НИ» писатель и продюсер Александр Кушнир предложил не сеять панику вокруг ситуации с летними фестивалями и подождать, когда все они состоятся (или не состоятся), и тогда уже думать, так ли в России все плачевно в этой сфере. «Я бы не уподоблялся всем тем, кто говорит, что все очень плохо. Плохо было всегда. При помощи Интернета и талантливых пиарщиков организаторы всегда делали хорошую мину при плохой игре. Точно так же можно обсуждать лайн-ап на «Пикнике» прошлого года – он был очень слабый, зато в этом году очень сильный. Это ведь не повод говорить, что с «Пикником «Афиши» все плохо, что организаторы выдохлись, и так далее, – это просто такой период, и ни один эксперт не сможет ответить на вопрос: тенденция это или стечение обстоятельств?»

В этом году «Пикник «Афиши» собрал 55 тыс. человек – во многом благодаря тому, что хедлайнером была объявлена Земфира. У нее самые преданные фанаты: не пропускают ни одного выступления и занимают место у сцены за несколько часов до того, как на нее выйдет Земфира. Впрочем, списывать успех фестиваля только на присутствие мегапопулярного артиста в отношении «Пикника» было бы лукавством: фестиваль действительно предлагает московской публике то, что она хочет услышать. А еще он проводится в «Коломенском» – одном из любимых мест отдыха москвичей – и собирает на одной поляне лучшие кафе и магазины (маркет на «Пикнике» стал чуть ли не такой же значимой составляющей, как музыка). За хорошей музыкой не надо далеко ехать – как ни смешно, это тоже важно. Важно и то, что у Земфиры совсем не стало меньше фанатов из-за ее позиции по Украине, а попытки активистов «Национально-освободительного движения» привлечь к себе внимание пикетами перед входом на фестиваль и вовсе выглядели убого.

Для успешного проведения фестиваля предусмотреть нужно многое, начиная от даты: это не должна быть студенческая сессия, то есть май-июнь, не должен быть и самый конец августа. И желательно, чтоб фестивали не пересекались по датам (к примеру, нельзя ставить в одни выходные схожие по формату «Дикую мяту» и «Нашествие» – в противном случае «Мята» останется вообще без посетителей). А у фестиваля KUBANA, который сменил прописку на иностранную, конкурентами стали латышский фестиваль Positivus и венгерский Sziget. Всегда важным условием для фестивалей была погода. Так сложилось, что фестиваль «Дикая мята» часто выпадает на мрачную погоду, но особенно «подкосило» этот фестиваль дождливое лето.

«Действительно, это был самый сложный фестиваль из тех, которые приходилось проводить нашей команде, – говорит «НИ» создатель «Дикой мяты» Андрей Клюкин. – Это касается и технической составляющей, и, разумеется, финансовой. Вообще, лето-2015 было самым дождливым за фестивальную историю России. Всего два уикенда были без осадков. Конечно, это влияет на комфорт для зрителей. Кроме того, 2015 год запомнится как сложный для бизнеса: практически все фестивали испытывали дефицит внимания со стороны спонсоров. Правда, у этого процесса была и позитивная сторона: из-за вынужденного снижения спонсорских пакетов фестивали стали доступны для вхождения новых партнеров. Но так или иначе в этом году «Дикую мяту» можно назвать миссионерским проектом: расходы на создание фестиваля были выше, чем общая выручка».

Единственным фестивалем, который стабильно срывает более чем хорошую кассу, остается «Нашествие». Сколько было разговоров о «танках», которые якобы ездят по полю прямо во время выступлений артистов, о яром «ура-патриотизме» публики и так далее, главного это не отменяет: «Нашествие» – самый крупный и самый популярный опен-эйр в России. В этом году за три дня его посетило около 200 тыс. человек. Стоит побывать на «Нашествии», чтобы понять, что не так страшен черт: выставка военной техники проходит вдалеке от сцены, выступление пилотажной группы уже давно было фишкой фестиваля – и никого это не смущало, а сами посетители вообще предпочитают не обращать внимания на риторику о том, что фестиваль стал военизированным – они приехали слушать музыку. Кто-то, как Андрей Макаревич, отказался выступать, потому что это противоречит его убеждениям, кто-то, как группа «Тараканы!», выступил и высказался против. Влияет ли это на авторитет фестиваля как музыкального события? Думается, что нет.

Пример самого провального фестиваля – речь о «Крым-Фесте» – показал, что и на чувстве патриотизма надо уметь «играть», и просто лозунга «Крым наш» тут недостаточно. Это мероприятие должно было пройти впервые под Севастополем, было заявлено несколько десятков участников и большое количество разных развлечений, да вот нота была взята не та: организаторы предлагали скидку тем, кто не поедет на зарубежную «Кубану», и всячески злорадствовали, при этом во многом скопировав формат «Кубаны». Ближе к датам проведения фестиваля многие артисты стали отказываться от участия, объяснив это тем, что в изначальных переговорах внушительный баннер «Крым наш» не фигурировал. Ну а те, кто все-таки доехал до места проведения, обнаружили, что у фестиваля нет даже сцены, и семидневный опен-эйр не смог начаться вовремя.

Не смог начаться и фестиваль Befooz в крымском селе Поповка. Бывшим «Казантипом», который проходил в еще украинском Крыму с 2003 года, занялась прокурор Крыма Наталья Поклонская, в результате чего проверять пожарную безопасность в Поповке нагрянул… ОМОН. «Мы все участники небывалого эксперимента и уже доказали, что это не фестиваль, – говорит основатель фестиваля Никита Маршунок. – Хотя бы потому, что нет фестивалей без звука. Но так даже лучше слышно друг друга. Мы готовы жить без света, если кто-то считает, что так безопасней и антитеррористичней. Мы уже начинаем привыкать к заботе ОМОНа».

Таким образом, на российском черноморском побережье этим летом не прошло ни одного музыкального фестиваля.

Переживают серьезные трудности и маленькие фестивали. Был отменен пятый Pomor Fest, который должен был пройти в лесах Поморья. Организаторов вызвали в «Центр Э», и фестиваль отменили «в целях безопасности». Не состоялся и панк-фестиваль «Золотая середина»: полиция задержала 60 участников, приехавших на фестиваль в лес, а на месте проведения побывал ОМОН. Схожая история с «Шокофестом»: заявленное место проведения за пару дней до фестиваля оказалось неготовым, с нового места организаторов увезла полиция. Все перечисленные фестивали – некоммерческие, они построены исключительно на самоорганизации людей. За все годы их существования не было ни одного инцидента (несмотря на то, что эти фестивали принципиально не нанимают охрану). Вопрос о том, чем властям мешают добровольные собрания людей, которые приехали в лес пожить в палатке и послушать музыку, остается открытым.

Организатор «Шокофеста» Евгений Сабельфельд смело заявляет, что фестивальную карту портят подмосковные чиновники: «Руководство московской области против проведения молодежных, музыкальных и развлекательных мероприятий на своей территории. Чиновники просто не хотят, чтобы социально-культурная деятельность в каком-либо ее виде жила в этом регионе. Они не просто не готовы в этом помочь, а наоборот, тратят много сил и времени, чтобы ставить палки в колеса и помешать любому проявлению творчества. Теперь абсолютно ясно, почему все серьезные фестивали переносятся в Тверскую, Калужскую, Тульскую области и так далее», – рассказал он «НИ». Тем не менее организаторы уверены, что у фестиваля есть будущее. «Я даже в каком-то смысле рад, что случился такой «не совсем обычный» фестиваль. Он дал нам мощнейшую крепость духа. Мы готовы столкнуться с любой форс-мажорной ситуацией», – говорит Сабельфельд.

Ну а главным фестивалем-мигрантом и фестивалем номер один по обсуждаемости в СМИ стала, конечно, «Кубана». Краснодарский край, первый дом фестиваля, устраивал всех – и посетителей, и его жителей, прекрасно зарабатывавших за несколько дней проведения мероприятия, но, к сожалению, не организаторов, которые устали, во-первых, от произвола предпринимателей и общественных активистов, гоняющих иностранных исполнителей в аэропорту, во-вторых, устали объяснять артистам, что Краснодарский край не Крым и не Украина, и военных действий тут нет. Тот же набор пакостей поджидал команду «Кубаны» и в Калининградской области – здесь ее попросту отменили депутаты, прислушавшись к православным активистам.

В Латвии, куда фестиваль переехал экстренно, «Кубаной» занялась Рижская дума и лично мэр Риги Нил Ушаков. «У меня даже язык не поворачивается назвать их чиновниками», – признавался журналистам продюсер «Кубаны» Илья Островский. – Потому что это слово всегда ассоциируется с чем-то неприятным, с огромным количеством бумаг и согласований. Здесь я с подобным не встретился». Еще на пресс-конференции Островский сообщил, что если следующая «Кубана» будет, то почти со стопроцентной вероятностью она пройдет в Риге. Просто возвращаться туда, где твою важную культурную инициативу считают мракобесием и всячески мешают просто делать свое дело, – уже невозможно. «Мы в больших убытках, это даже не обсуждается, – говорит Илья Островский. – Но это было понятно сразу. Мы были готовы к этим минусам. Нужно понимать, что в этом году бюджет фестиваля, по сути, был перерасходован как минимум в полтора раза». Не проводить «Кубану» и заняться другим делом г-н Островский не может и не хочет, потому что считает фестиваль своим ребенком. Именно благодаря живому энтузиазму у российской публики и есть возможность узнать, что такое опен-эйры.

«Сейчас российская финансовая ситуация инвертирована, если в мире 60% поддержки крупных фестивалей приходится на спонсоров и Министерство культуры, а 30% – собственные вложения организатора, то в нашем случае все наоборот, – делится Андрей Клюкин. – К сожалению, на данный момент фестивальный бизнес держится на энтузиастах, но, я уверен, это временно».

С успехом прошел и главный спонсорский фестиваль в России – электронный Alfa Future People. Он сделал деревню Большое Козино настоящим центром технологий: вай-фай работал бесперебойно, электронная музыка не утихала ни на минуту (шесть сцен с десятками артистов), работала даже бесконтактная система платежей – новшество для России. Жители деревни довольны – торговля ягодами, пирожками и шашлыком принесла неслабый доход.

Еще организаторы фестивалей всегда бережно относятся к месту проведения своего мероприятия. «KUBANA – это первый в истории человечества фестиваль, когда территория после него будет выглядеть лучше, чем до», – говорил журналистам Нил Ушаков. «Уже на этой неделе мы едем на площадку, для того чтобы спланировать нашу работу над инфраструктурой поля к фестивалю 2016 года», – сообщил «НИ» Андрей Клюкин. – Шаг за шагом мы создадим под Бунырево удобное фестивальное пространство, которое сможет принимать по три-четыре фестиваля за сезон». Потому чиновникам, которые препятствуют проведению фестивалей, следовало бы подумать о том, как научиться получать от них пользу для своего региона.

Важно, что в этой череде отмен и перерождений (в этом году фестиваль ParkLive сократился до одного дня, «Субботник» не состоялся вовсе, «Усадьба Jazz» был на грани срыва) сумел появиться и новый фестиваль – Red Park, подарок меломанам, которые знают, что такое шугейз. Успешность такого узкопрофильного мероприятия говорит о том, что в кризисные времена люди все-таки готовы тратить деньги на музыку, и никакие «черные» прогнозы того, что им важнее закупиться гречкой и хозяйственными средствами, не оправдались.

Есть такие люди, целое движение, которые ездят вообще на все фестивали. «Нашествие» и Alfa Future People, «Кубана» и «Крым-Фест» вполне сочетаемы, потому что это во многом даже не про музыку, а про свободу. И в том, что за минувший год многие из опен-эйров испытали серьезные трудности, видится тревожный симптом.

Венгерский фестиваль Sziget продемонстрировал высший пилотаж организации

География больших европейских фестивалей обширна и пестра: она тянется от бельгийского Верхтера до сербского Нови-Сада, от датского Роскилле до испанской Барселоны. Если столицей фестивальной жизни на континенте считать немецкий Rock am Ring, то венгерский Sziget будет чем-то вроде Петербурга. По крайней мере, его завсегдатаи (или «szitizens») искренне считают «Сигет» самым лучшим фестивалем на свете.
Sziget на одну августовскую неделю превращает Будапешт, величественный и мрачноватый от копоти на ампирных дворцах, в гигантскую общагу циркового училища. Пестрая публика шумными таборами кочует по улицам Ваци и Андраши, мостам Маргит и Эржебет, набережным Буды и Пешта. И гордый город, до конца не смирившийся с властью Габсбургов, отступает перед натиском этой разноцветной армии: для фестивальных гостей здесь предусмотрены круглосуточные электрички и трамваи, скидки в музеи и знаменитые будапештские купальни. Если утром фестивального дня вас посетит нетривиальная идея наведаться в национальную галерею или баню «Геллерт», две трети посетителей там будут с сигетовскими браслетиками – казалось бы, не самые очевидные места для досуга похмельной молодежи, а вот поди ж ты… Впрочем, уже к обеду все переместятся на Обуду – большой дунайский остров. Его лесистый ландшафт делает атмосферу «Сигета» не похожей ни на что. Глаз опытного фестивальщика все-таки привык к открытым пространствам, а здесь – пышные платаны, между кронами которых натянуты цветные гирлянды.
На Sziget много того, что сложно представить на фестивале в России. Специальные установки возле сцены распыляют прохладную воду, чтобы люди не умерли от жары; десятки людей с ограниченными возможностями поют и даже танцуют на общих основаниях; Wi-Fi стабильно работает; есть специальная зона с палатками различных НКО, и это называется «Civil Sziget»... У россиянина может возникнуть незаслуженное пренебрежение к отечественным концертным агентствам. Не стоит ему поддаваться: минимум очередей и, что уж там, чистые туалеты при численности 400 тыс. человек – это высший пилотаж организации даже для фестивалей Старого Света.
Говорят, треть бюджета Sziget (а это, на минуточку, 15 млн. евро) пошла на гонорар Робби Уильямсу: заманить знаменитого британца на фестиваль – дорогого стоит. Толпа в день его выступления, казалось, могла утопить Обуду, а хоровое исполнение Road To Mandalay наверняка слышали в парламенте. Остальными хедлайнерами были исполнители и группы, кочующие в этом году с фестиваля на фестиваль: исступленная Florence + The Machine, гипнотизеры Alt-J, хулиганы Kasabian, задумчивые Foals. Гегемонию британцев на главной сцене разбавляли американцы Kings of Leon и Limp Bizkit, чей заключительный сет тянет назвать «ветеранским». Главным разочарованием фестиваля стали, пожалуй, Interpol, отыгравшие на чистом автопилоте.
Однако если костяк хедлайнеров на европейских фестивалях этим летом был более или менее постоянным, то те, кто выступает на третьей, четвертой, пятой сценах, по-настоящему создают лицо фестиваля. На сигетовской сцене Volt, скажем, играли местные популярные группы, в массе своей доказывающие, что венгры, как и японцы, – все-таки немного инопланетяне.
В целом Sziget собрал больше сотни исполнителей самых разных жанров – от авангардного джаза до танцевальной электроники.
Когда после окончания «Сигета» на улицах в десять вечера стало тише, чем прежде бывало в четыре утра, мысли посещают самые тягостные. Это теперь мы знаем, что через пару недель Будапешт заполонят новые, куда менее счастливые пришельцы…
Маргарита АЛЕХИНА

"