Posted 8 сентября 2014,, 20:00

Published 8 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Тихая родина

Тихая родина

8 сентября 2014, 20:00
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка произведений Валентина Сидорова – признанного мастера отечественной реалистической школы из поколения шестидесятников. Экспозиция с символичным названием «Тихая моя Родина...» охватывает большой временной отрезок творчества художника – первые работы датированы концом 19

Валентин Сидоров – народный художник и действительный член Российской Академии художеств, маститый живописец и председатель правления Союза художников России – пытается сохранить для потомков былое: ушедшее и уходящее. Сохранить не только на холстах, но и в автобиографической повести «Гори, гори ясно...». Литературный слог Сидорова, как и его живописную манеру, отличает простота и высочайшей пробы образность.

В его картинах нет приторной красивости, излишней декоративности, как нет и ничего придуманного, вымученного. Только простор, свежесть, аромат земли и трав. И нереальной высоты и глубины небесный свод.

«Бабусь, а бабусь, а что такое рай?» – приставал с расспросами маленький Валя к бабушке и слышал в ответ: «Рай, сынок, там, где люди живут в радости...» Через годы это негромкое «в радости» станет творческим кредо молодого живописца, особенностью его мировосприятия.

Полотно «Возле дома бабушки» создавалось Сидоровым в 2005–2007 годы. Казалось бы, есть повод взгрустнуть о далеком детстве, о дорогих людях, давно шагнувших в вечность. Но грусти нет, есть тихий восторг созерцания, биение жизни, не знающей конца...

«Бегут по деревне, гремя колокольцами, от двора ко двору, по широкой дороге под березами и ивами, – повествует художник об игре в «коня», – по прогонам, тропинкам, задворкам, по зеленым луговинам такие вот «лошадки» в белых, голубых, розовых рубашонках. Только мелькают на солнце босые их пятки и светлые, как лен, головы...» И поневоле хочется отыскать на холстах и его собственную с выгоревшими от солнца волосами голову. Даром что детские образы из прошлого возникают и в работах, написанных совсем недавно – «Мальчик с дудочкой» (2002), «Рябиновые бусы» (2008), «Гори, гори ясно» (2013), и пленяют такой неподдельной живостью, что и не понять, что писано с натуры, а что извлечено из закоулков памяти. Да и важно ли это, когда с годами не ослабевает непосредственность восприятия, а любовь к природе родной земли и бесконечное ею восхищение только нарастает?

Присутствует в экспозиции и картина «Весна. Высокое небо» (1960, 1991), навеянная Вторым концертом Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, и пронзительно-щемящее полотно «Последние листья. Памяти Г. В. Свиридова» (1999)...

Естественно и органично, вливаясь в выставочное пространство, в залах звучит музыка Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Дебюсси... Гармонии музыкальные вступают в единство с композиционным решением полотен, и визуальный ряд обретает звук.

"