Posted 8 сентября 2008,, 20:00

Published 8 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:44

Updated 8 марта, 07:44

Актриса Чулпан Хаматова:

Актриса Чулпан Хаматова:

8 сентября 2008, 20:00
В субботу в Венеции завершился 65-й юбилейный кинофестиваль, куда Чулпан Хаматова приезжала как актриса, сыгравшая главную роль в фильме Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат». Фильм показали за несколько дней до закрытия кинофестиваля. Тогда же, после премьерного показа, Чулпан села на катер и уехала с острова Лид

– Чулпан, действие фильма разворачивается в казахских степях, откуда Советский Союз запускал свои первые космические корабли. В фильме идет речь о том, что полет Гагарина был связан с громадным риском…

– Да, действительно, это печальная привилегия русских – жертвовать людьми во имя абстрактной идеи. Неважно какой – быть первыми в космосе или выиграть войну. Так что это очень русская картина. Когда мы готовились к фильму, выяснилось, что американцы перед отправкой человека в космос просчитали 18 процентов риска и решили отменить полет. В России было 53 процента риска, но русский космонавт Юрий Гагарин согласился и полетел. И не просто согласился, а считал долгом чести вывести Советский Союз на новый виток мирового превосходства.

– Как вы представляете нашу страну в те 1960-е годы?

– Это время оттепели, время надежд, похоже на период, который мы переживали пять, семь лет назад. Мне казалось, что мы врываемся в мировой кинематограф, заявляем о себе, у нас появляются новые режиссеры, художники. Казалось, что мы задышали свободно и можем составить конкуренцию западному театру, западной живописи. Но все застопорилось сегодня, равно как и застопорилось тогда, в 1960-х годах. Нашим родителям казалось: вот полетит Гагарин в космос, и все изменится, жизнь будет другая! Не будет, как говорит в «Бумажном солдате» герой Мераба Нинидзе, этих бедных деревень, хамских морд, грубости. Он в это действительно верит, умирает с этой верой, но беда в том, что ничего не изменилось. Гагарин – в космосе, но на Земле все осталось по-прежнему.

– Ваша героиня своего рода декабристка – уезжает из Москвы в степную глушь, где выдающиеся ученые живут чуть ли не в бараках… Как вы считаете, вот такой женский тип по- прежнему встречается в России?

– Что касается меня, то я на такое не способна. Хотя где-то в глубине души я ей завидую. Наверное, именно в этом – глобальная женская мудрость – терпеть все удары судьбы и несмотря ни на что быть рядом с мужчиной. Она проявляет жертвенность по отношению к любимому мужчине, как и ее муж – по отношению к Родине. Я думаю, что такие женщины остались, но они не моего возраста, и уж, тем более, не моложе меня – образ такой декабристки сегодня, к сожалению, неактуален. Она, может быть, и не согласна с убеждениями своего мужа Даниила, но она все равно будет рядом с ним.

– Думаю, что поведение вашей героини можно понять. Она недолюбливает Советскую власть...

– Конечно, ее отец сидел, она критически относится к режиму. Впрочем, и Даниил все понимает про Советскую власть, но инстинкт самосохранения подсказывает ему, что все равно надо двигаться дальше. Этот ужас изнутри разлагает Даниила и становится причиной его смерти. Он видит, к чему ведет эта жертвенность, ведь пока строили Байконур, количество жертв было невероятное. Все жили на степном ветру, в мороз и дождь в землянках, Королев на этот момент был политическим заключенным. Ни в одной стране мира невозможно представить себе ситуацию, в которой такие гениальные люди, как Королев, сидели в лагерях, а потом строили космические корабли. Я на этом месте не могу себе представить ни англичан, ни немцев, ни американцев.

– Для вас работа над таким фильмом, тоже своего рода – жертвенность, вы ведь наверняка получали более выгодные предложения?

– Если говорить о холоде и грязи, то да, конечно, для меня это непривычно. Но я на съемках была не одна, всем было тяжело. И потом по отношению к тем действительно героическим людям, о ком рассказывается в картине, – это такая малость. Многие из них всю жизнь прожили в тех условиях, в которых мы снимались. Кроме того, по роду своей профессии я должна терпеть все. Не ходить же все время по фестивальной красной дорожке. Приходится работать в тех условиях, в которых предпочел снимать режиссер. Тем более такой талантливый. Так что смешно сейчас говорить о каких-то жертвах.

– В каком направлении шли ваши споры с Алексеем?

– В основном по поводу характера героини. Я же упрямая – качество, не слишком подходящее для профессии актрисы. Я предпочитаю много пробовать, спорить, а это рождало одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый вариант… Порой этим методом «бурения» мы приходили к правильному решению только на двадцать пятом варианте…

– На пресс-конференции вы говорили, что перечитали много литературы, когда готовились к роли...

– Это очень много дает – это база, трамплин, от которого ты отталкиваешься, после чего можно свободно импровизировать, добавлять какие-то тексты от себя. Герман, кстати, незаметно вложил в уста моей героини массу фраз из Платонова, Солженицына. Например, она говорила: «Он не выдержал характера» – это чисто литературное построение – так уже не говорят. Но все это было важно для строя картины. Не могу сказать, что нам было просто работать вместе. Между прочим, на той же пресс-конференции я услышала, что роль была написана специально на меня, а во время кастинга Герман помучил меня по полной программе, ругал, был всем недоволен, и я уехала из Петербурга в полной уверенности, что эта роль прошла мимо меня. Но его кино для меня тем не менее, как наркотик. Мне не хватает в других режиссерах, у которых я снимаюсь, вот этого мучительного сомнения.

– Вы уже далеко не в первый раз в Венеции…

– Я приезжала сюда в первый раз с «Лунным папой» Бахтиера Худойназарова и сразу полюбила этот хулиганский театральный город. Мне тогда даже ни на минуту не приходило в голову, что здесь есть какая-то конкурсная программа, что здесь кто-то с кем-то соревнуется… Как может кино соревноваться с самой Венецией?

СПРАВКА

Актриса Чулпан ХАМАТОВА родилась 1 октября 1975 года в Казани. В 1997 году окончила актерский факультет Российской академии театрального искусства (курс Алексея Бородина). После этого работала в Российском молодежном театре, в Театре Луны. С 1998 года – актриса театра «Современник», участвует в спектаклях других театров и антрепризе. В 1997 году дебютировала в кино в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора», но широкая известность пришла после фильма «Страна глухих» (1998). Фильмография актрисы насчитывает около трех десятков работ. Среди них: «Лунный папа» (1999), «Рождественская мистерия» (2000), «Львиная доля» (2001), «72 метра» (2004), «Дети Арбата» (2004), «Греческие каникулы» (2005), «Казус Кукоцкого» (2005), «Гарпастум» (2005), «Доктор Живаго» (2006), «Многоточие» (2007). Снялась в немецких фильмах «Тувалу» (1999), «Англия» (2000), «Виктор Фогель – король рекламы» (2001), «Гуд бай, Ленин!» (2003) и в австрийской ленте «Сукин сын» (2003). Обладательница премии «Чайка» за лучшую женскую комедийную роль (2003), премии «Кумир» (2004), Государственной премии РФ за спектакли «Дневник Анны Франк», «Три товарища», «Мамапапасынсобака» (2004), Национальной театральной премии «Золотая маска» (2004), «ТЭФИ» за лучшую женскую роль (2006), премии «Золотой орел» (2006). Заслуженная артистка РФ (2004). С 2005 года совместно с Диной Корзун проводит благотворительную акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса. Член Общественной палаты России.

"