Posted 8 августа 2012,, 20:00

Published 8 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:35

Updated 8 марта, 05:35

«Спящая красавица» проснулась

«Спящая красавица» проснулась

8 августа 2012, 20:00
Балетный сезон-2011–2012 был достаточно насыщенным, хотя и неровным: в афише театров и гастрольных показов случались как важные, так и проходные проекты. «НИ» вспоминают самые заметные «танц-вехи» сезона.

Балет в России по-прежнему остается более востребованным, чем опера. Во всяком случае, те, кто стоял в громадных очередях за билетами в Большой театр (на вновь открывшуюся Основную сцену), как правило, жаждали больше танцев, чем пения. Ажиотаж, а заодно спекулянтские перепродажи дефицита по заоблачным ценам достигли такого размаха, что театр был вынужден ввести схему предварительной продажи балетов по паспортам. Чтобы усилить доступность классики для российского и зарубежного зрителя, Большой начал практиковать показы спектаклей в кинотеатрах мира и демонстрировать свою продукцию в Интернете: с марта жители России смотрели трансляции балетов Большого на специальном канале YouTube.

Премьер в Большом было немного: массу усилий требовал процесс освоения Основной сцены, куда переводили ряд репертуарных спектаклей. Прошедший сезон ГАБТа нельзя назвать великолепным. Много надежд возлагалось на отредактированную и переодетую в новые декорации и костюмы «Спящую красавицу» Юрия Григоровича. Но аляповатый, слишком пестрый спектакль оказался ухудшенным вариантом прежней хореографической редакции. Не особо удалась и премьера балетов Баланчина. Тут тоже подвели сценографы, да и труппа, судя по результату, отнеслась к проекту спустя рукава – в смысле освоения специфического стиля, а может, просто не успела хорошо отрепетировать. Зато порадовал международный фестиваль под названием [email protected], придуманный худруком балета театра Сергеем Филиным. Это была серьезная заявка на масштабный смотр мировой современной хореографии. В нем участвовал и сам Большой, как с качественной премьерой балета «Классическая симфония» в хореографии Юрия Посохова на музыку Прокофьева, так и с менее удачным балетом «Dream of Dream» под Рахманинова, от хореографа Йормы Эло. В рамках фестиваля мы увидели удивительный эротический спектакль «Дафнис и Хлоя» из Балета Монте-Карло (опус хореографа Жана-Кристофа Майо) и две неоклассических программы Балета Сан-Франциско. Финал сезона вернул в афишу псевдостаринный балет «Дочь Фараона» с массой любопытных исполнительских дебютов. Вечер памяти французского хореографа Ролана Пети запомнился больше, чем унылый юбилей Юрия Григоровича. Конечно, в Большом балете были артистические достижения и даже исполнительские сенсации. Прежде всего – контракт, заключенный театром с танцовщиком Дэвидом Холбергом: звезда Американского театра балета теперь регулярно выступает в Москве. Из Мариинского театра в столицу переманили балерину Евгению Образцову – специалистку по виртуозной балетной классике. В штат Большого пришла очень незаурядная питерская девушка Ольга Смирнова, (фактически будущая звезда) и в первый же год после выпуска из школы станцевала ряд крупных партий. Вместе с тем ГАБТ посреди сезона покинули ведущие артисты – Наталья Осипова и Иван Васильев, что послужило пищей для долгих пересудов в СМИ. Темпераментная звездная пара перешла в петербургский Михайловский театр, чтобы усилить международную карьеру и, по словам самих артистов, обрести творческую свободу.

Две премьеры Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – «Сильфида» и «Коппелия» – показали, что театр по-прежнему стремится овладевать разнообразными премудростями мирового репертуара. Оба балета сделаны французскими хореографами, но первый тяготеет к старинной классике, а второй – к ее современным переосмыслениям. И если на первом показе «Сильфиды» блистали приглашенные звезды, то в «Коппелии» театр обошелся своими превосходными силами: к моменту премьеры в труппе оказались молодая да ранняя балерина из Петербурга Кристина Шапран и поразительный 22-летний Сергей Полунин, бывший премьер Королевского балета Великобритании, приехавший работать в Россию.

Как всегда, собрал внушительную команду мировых балетных звезд концертный проект «Кремлин гала». В проекте блистала Диана Вишнева, станцевавшая необычный сверхскоростной балет Эдуарда Лока. Знаменитая балерина приезжала в Москву еще несколько раз: она показала личный проект «Диалоги» (с хореографией ведущих европейских балетмейстеров), изображала маркизу из Версаля в спектакле Мариинского театра «Парк» и предстала бальзаковской героиней в постановке Большого театра «Утраченные иллюзии».

Неожиданные повороты выдала гастрольная балетная жизнь. Интересным оказался традиционный фестиваль современной хореографии Dance Inversions, на котором с разнообразной программой выступил легендарный Нидерландский театр танца и был показан мультимедийный французский балет «Орфей». А вот труппа миланского театра Ла Скала, которая на сцене Большого сплясала на редкость глупый спектакль «Эксцельсиор», особых лавров в российской столице не стяжала. Предсказуемо качественным – по части исполнителей – был международный проект «Короли танца-3». Порадовал поклонников и снова обескуражил критиков Борис Эйфман с легкоусвояемым балетом «Роден» – о жизни знаменитого скульптора. Жюри балетного приза «Бенуа де ла Данс» сенсационно оставило без награды первую в жизни балетную музыку Пола Маккартни, но отметило балет другого корифея-дебютанта – композитора Мишеля Леграна. Прославленный Гамбургский балет дал в Москве два философских спектакля Джона Ноймайера – «Нижинский» и опус на музыку Малера. Балет петербургского Михайловского театра показал собственную «Спящую красавицу» и вызвал споры о спектакле, поставленном Начо Дуато, испанским худруком тамошней труппы. Судя по зрелищу, мэтр современного танца на ходу учился новой для него классике. И пока непонятно, куда страсть к познанию заведет одного из лучших хореографов Европы.

"