Posted 8 августа 2011,, 20:00

Published 8 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:08

Updated 8 марта, 02:08

Заграница нам поможет

Заграница нам поможет

8 августа 2011, 20:00
В минувшем сезоне почти все самые интересные выставки приехали в столицу из-за рубежа. Более того, наши музеи начали работать по принципу всей российской экономики – поставляют «сырье» на Запад, чтобы там светлые умы «собирали» из него актуальные проекты. Налицо явный кризис идей, кадров и финансов. Остается радоваться

Самый показательный пример общей музейной ситуации – Третьяковская галерея. В этом сезоне у нее было два явных хита: масштабный показ пейзажиста Левитана и выставка-блокбастер «Святая Русь». Что касается «Руси», то этот проект – отзвук Года Франции. Его готовили специально для Лувра и в большей степени силами французских кураторов. Последние смогли вывезти из двух десятков наших музеев такие шедевры, которые не то что за рубеж, но и по родной стране не перемещались (например, грандиозные врата XIII века из Суздаля). Лишь после того как президент Медведев увидел святую красоту, выставку решили перенести в Москву. «Святую Русь» адаптировали для отечественного зрителя (многие считают, что вышло несколько путано и нелогично), но даже в таком варианте она произвела сильное впечатления. Прежде всего за счет технического оснащения: отличный свет, небликующие витрины, интерактивные экраны. Вот тут и видишь «марочный» продукт, а не кустарные промыслы.

Понятно, что на Левитане никаких наворотов не было. Но в этом случае ставка делалась не столько на «вау-эффект», сколько на ностальгию. Все немедленно вспомнили, как писали сочинения по «Золотой осени» и «Марту», как мама или бабушка водили в детстве смотреть «Над вечным покоем». Собственно, и выставка была похожа на сайт «Одноклассников» – галерея картин для друзей и знакомых (что-то подретушировали, кое-где добавили новинки из малоизвестных собраний). И это, судя по всему, – большее, на что сегодня способны музейные кадры. В остальных случаях приходится пользоваться сторонней поддержкой. Особенно это видно на показах современного искусства. Так, зал спецпроектов Третьяковки после мощного старта с выставки Франциско Инфанте («Снежный меридиан») выдал два довольно невнятных по экспозиции и необязательных проекта (Гор Чахал и Онтон Ольшванг). Объяснить это можно только степенью участия частных инвесторов и заинтересованных коллекционеров. Там, где эта заинтересованность выше (в случае с ретроспективой Александра Лабаса), выставка лучше, где меньше (Андрей Рублев) – хуже.

Стоит отдать должное Третьяковке – график ее выставок очень плотный и насыщенный. В других музеях та же ситуация, но пищи для хвалы или критики в разы меньше. Взять хотя бы ГМИИ имени Пушкина. Как только в Пушкинский музей завозят «Диора» из Франции, туда немедленно выстраиваются очереди. Когда же сами сотрудники ГМИИ создают выставочный проект («Детство. Отрочество. Юность») и даже используют при этом западные шедевры, результат все равно какой-то блеклый, ничего не дающий ни уму, ни сердцу.

Рафаэль «Дама с единорогом», 1505 г.

В этом плане невероятно выручают культурные Годы: в 2010-м – это Год Франции, в нынешнем сошлись сразу Год Италии и Год Испании. Испанцы отметились на поприще современного искусства: в залах церетелиевского музея на Гоголевском прошла большая выставка «Вымысел и реальность» – коллекция из города Вальядолид. И вновь заговорили, как же хорошо иностранцы чувствуют форму, экспозицию, как элегантно и эффектно могут сочетать картины с инсталляциями и видеоартом. Впереди еще выставка Сальватора Дали в Пушкинском – при любом исполнении аншлаг обеспечен.

Итальянцы пока обошлись предметами Ренессанса: в Кремле показали «Сокровища Медичи» (сокровища и впрямь раритетные, но выставили их без должного размаха, очень суетливо), в ГМИИ завезли шедевры Рафаэля («Дама с единорогом») и Боттичелли («Паллада и кентавр»). Правда, в сентябре-октябре все же обещают отмененную выставку гения Возрождения Антонелло да Мессины в Третьякове.

Вот, собственно, и все, чем могли в этом сезоне порадовать центральные музеи. Ни Исторический, ни Музей Востока, ни еще более пяти десятков государственных музеев не представили больших и интересных проектов. Музей архитектуры сделал только одну достойную экспозицию – показал фото Уилла Прайса о лучших деревянных постройках мира. Дом фотографии принимал большой «Парад Феллини», а Московский музей современного искусства пытался привлечь зрителей новой «экспозицией-игрой» с названием «Если бы я только знал!»

Можно подумать, что все наши сокровищницы духа перестроились с интеллектуального на менеджерский лад: привозят чужие идеи и материалы. Есть большое подозрение, что и с созданием новых музеев (в этом году объявлено о глобальной реконструкции Политехнического) произойдет то же самое. Главная проблема: хватит ли денег на закупку западных консультантов и оборудования.

"