Posted 8 августа 2010,, 20:00

Published 8 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Фестиваль, который везде с тобой

Фестиваль, который везде с тобой

8 августа 2010, 20:00
В прошлую пятницу в Эдинбурге стартовал 64-й театральный фестиваль «Фриндж». Он традиционно начинается за неделю до главного культурного события года в шотландской столице – Международного фестиваля искусств, который продлится с 13 августа по 5 сентября. И хотя в связи с кризисом государственная дотация фестивалю сокра

Эдинбургский фестиваль в европейском пространстве занимает место, похожее на то, которое среди мировых аукционов занимает «Сотбис»: устроители явно предпочитают опробованную классику и зарекомендовавших себя мастеров чреватым неожиданностями экспериментам. В отличие от экстремальных венцев, непостоянных французов и парадоксальных россиян, респектабельные шотландцы любят приглашать труппы с давно и прочно зарекомендовавшими себя именами, не слишком смущаясь возрастом той или иной постановки. Так, в этом году одним из топов программы станет спектакль «Госпел в Колоне» знаменитого режиссера-провокатора Ли Бруера, приезжавший в Москву двенадцать лет назад. Ставший легендой спектакль, объединивший античный миф об Эдипе и традиционный негритянский музыкальный жанр «госпел», сливает сцену и зрительный зал в единое целое, размыкая границы времен и культур.

Другой именитый американский гость – нью-йорский театр The Wooster Group – уже четверть века относится к числу самых известных американских театров. Под руководством режиссера Элизабет Лекомпт здесь в театральные представления внедряются все новинки современных технологий: мультимедиа, компьютерные иллюзии, кинопроекции и т.д. В этом году в Эдинбург приедет недавняя премьера театра – «Старый квартал» Теннесси Уильямса.

Изобретательное соединение кинопроекций и актерской игры лежит в основе постановки «Без крови» чилийского Teatro Cinema по триллеру современного итальянского писателя Алессандро Баррико.

Наконец, в разделе современного танца «свадебным генералом», можно назвать присутствие постановки знаменитой Пины Бауш Aguа, поставленной в 2001 году в «Танцтеатре Вупперталь».

На Эдинбургском фестивале каждый найдет что-то для себя: меломаны, традиционалисты, постмодернисты и пост-пост-постмодернисты, ценители мейнстрима и фанаты театральной обочины. Среди представлений Fringe можно найти и русские имена и названия. Британские труппы покажут постановки по Чехову – «Чайка» и «Вишневый сад», «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Поэма без героя» Анны Ахматовой. В off-программе – часто приезжающие в шотландскую столицу «Дерево» Антона Адасинского (в этом году он показывает новую работу «Арлекин») и «До-театр» с «Анатомией фантазии». А также впервые дебютирует на международном фестивале режиссер Василий Сенин, представляющий совместную российско-шотландскую постановку «Одинокий фокстрот» по книге Андрея Платонова «Фро» (впервые к рассказу Платонова Сенин обратился в своем дипломном спектакле десятилетней давности).

Спектакли Fringe идут на самых неожиданных площадках: часовнях, лестницах, лифтах и даже… в общественном туалете. У многих площадок – своя стратегия по отбору участников. И можно ориентироваться в невероятном море имен, определив: хочешь ли ты обогатить свои знания в мире современной драматургии или предпочитаешь «пластические этюды» или соскучился по смеху и клоунам.

Но даже если твердо решить не посещать никаких театральных мероприятий, фестиваль все равно встретится с тобой на улицах города. Практически на месяц вся Королевская миля Эдинбурга оккупирована певцами, жонглерами, волынщиками, канатоходцами, гимнастами, мимами и скрипачами. Все это наряжено в самые невероятные костюмы, и тут зрители часто оказываются не менее изобретательными, чем участники: шотландские юбки соседствуют с индийскими головными уборами, а заячьи хвосты на брюках оттеняют ковбойские шляпы. И хотя расстояние главной улицы августа – всего миля, но, похоже, она умеет вместить в себя весь театр-мир.

"