Posted 8 августа 2004,, 20:00

Published 8 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Сергей Мазаев

Сергей Мазаев

8 августа 2004, 20:00
Группа «Моральный кодекс» отмечает 15-летие. Несмотря на то что официальные празднования пройдут в сентябре, музыканты недавно собрали в честь юбилея полный зал во МХАТе имени Горького. Перед концертом лидер коллектива Сергей МАЗАЕВ рассказал «Новым Известиям» о принципах своего «Кодекса» и о том, почему эту очень попу

– На концерте вы сказали: «Не устаем отмечать юбилей». Что вы имели в виду?

– У нас никогда раньше не возникало идеи праздновать даты, но тут вдруг вспомнили, что в сентябре будет уже 15 лет, как мы встретились. Поэтому сначала спели «навстречу 15-летию», потом отметим саму дату, а там сыграем «в память о 15-летии» и «навстречу 16-летию». Мы живем вехами: от съезда к съезду, как приучили с детства.

– Кроме юбилейных концертов наверняка еще выступаете где-то?

– В основном текущие поездки, на всякие праздники. День города, праздники пива… Такие праздники капитализма в мелкой упаковке.

– Вы давно не общались со СМИ. Ваши песни редко звучат в эфире. Что происходит с группой?

– То, что мы делаем в группе, скрыто от посторонних глаз, потому что музыкальные журналисты давно уже никуда не ездят, не приходят ни в какие студии, не спрашивают, кто и чем занимается. Сидят в своих телестудиях, ждут, когда им принесут деньги и попросятся в эфир. Нам нечем платить за эфир. Если наша музыка кого-то интересует, мы всегда рады ее предоставить, а ходить и просить, чтобы ее поставили… Это должны делать звукозаписывающие компании, которые торгуют нашей продукцией. Однако нам они говорят, что не торгуют, ссылаясь на пиратство. Правда, настроение им это не портит – на них неплохая одежда, дорогие часы на руках. Вы замечали, что на любом российском чиновнике первого-второго эшелона порой бывает надето сто годовых зарплат? А откуда у них автомобили, дачи, квартиры?

– Тем не менее, ваш «Моральный кодекс» не позволяет отчаиваться. Я слышал, у вас накопилось много новых песен, которые широкой публике еще не известны.

– Да, материала накопилось прилично, мы его записывали на своей собственной студии. Сейчас готовимся к работе с английским продюсером. Согласие уже получено – ему понравилась наша музыка. Это легендарный человек. Он продюсировал таких великих, как Rolling Stones и Аланис Моррисетт. У нас же в стране профессия саундпродюсера находится пока в зачаточном состоянии.

– Раньше слава вашего коллектива гремела чуть ли не на весь мир: Братислава, Канны, Швейцария. Победы на международных конкурсах, успех... Сейчас все скромнее. Куда все ушло?

– Пришли новые люди, а мы уже ушли в разряд монстров-динозавров. И я думаю, мы еще в каких-нибудь номинациях будем участвовать, но надо несколько лет подождать, и тогда что-нибудь дадут – за стойкость в искусстве или за жизнеспособность.

– Это правда, что ваш первый барабанщик ушел из группы в монастырь?

– Да, он сейчас иеромонах. Это было в 1992 году, он постепенно все больше и больше увлекался этим и потом сказал: «Все, ребята, я ухожу из группы». Сейчас время от времени перезваниваемся. Он живет на Афоне, занимается пчеловодством, молится Богу за нас.

– Вы записывали песни с Натальей Ветлицкой, Аленой Свиридовой, даже с группой «Поющие вместе». Теперь записались с бывшей солисткой группы «Блестящие» Жанной Фриске. Эти дуэты – некий творческий компромисс, способствующий рекламе коллектива?

– Нет, это не компромисс, я с удовольствием делаю такие проекты. Песни хорошие, девушки красивые, уговаривать меня долго никогда не приходилось. А с «Поющими вместе» я только в клипе снялся.

– После этого политизированного клипа не планировали всерьез в Думу избираться? Совместить, так сказать, музыкальный и политический промоушен?

– Я не политик и никогда политикой не занимался. Об этом разве что на кухне могу порассуждать.

– Кстати, о чем обычно идут разговоры на вашей кухне? Неужели, как и все, озабочены заменой льгот деньгами?

– А чего тут обсуждать? Я никогда не верил в хорошую, обеспеченную старость. Потом просто не могу понять, почему отделяют городских пенсионеров от сельских, почему льготы на транспорт в городе одни, а в селе другие, в городе люди постоянно пользуются общественным транспортом, а там люди – в полгода раз. Непонятно все это.

– А проблемы, связанные с шоу-бизнесом, тоже на кухне обсуждаете?

– А какие могут быть проблемы в шоу-бизнесе? Так, мышиная возня. У нас пираты поглощают 90% тех средств, которые должны идти в виде налогов на те же льготы людям. Частная собственность не работает у нас, ее нет в стране, и говорить о шоу-бизнесе в этих условиях смешно. Вообще, слово «бизнес» меня с самого начала коробило. Почему нельзя по-русски называть – «дело»? Бизнесмен – деловой человек. Эти люди совсем недавно стали уважаемыми, до этого они были обыкновенными фарцовщиками. Раньше было непонятно, как можно продать вещь, которая стоит 5 рублей, за семь, это был стыд и позор. Теперь оказывается, так можно делать и даже нужно.

– Кстати, многие ваши коллеги занимаются бизнесом. У Лаймы Вайкуле есть линия парфюма, у Пугачевой – чипсы…

– Отвратительные, говорят, чипсы...

– Вы их пробовали?

– Нет, я не пробовал. Но лучше русской картошки за 9 копеек ничего не ел уже давно. Алла Борисовна?! Она ведь уже подзаработала деньжат на старость – есть у нее квартирка, устроила детишек, внучат … Но я не понимаю, зачем ей это надо было? Неужели голодно? Лучше песни петь продолжать или открыть музыкальную школу имени Аллы Пугачевой, продюсерский центр какой-то. А так – чипсы, туфли, мясо... Короче, стыд и позор.

– Как-то вы сказали, что в рамках «Кодекса» исполняете поп-музыку. Но многие до сих пор считают вас рок-музыкантами...

– Дело в том, что музыка, которую у нас называют роком и отодвигают куда-то подальше, везде в мире считается нормальной популярной музыкой. «Битлз» – это популярная музыка чистой воды, «Роллинг стоунз» уже ближе к рок-н-роллу, но все равно это поп-музыка. «Чайф» – вообще КСП: сюжет, содержание, настроение есть, но угарный драйв отсутствует, а это основное, что должно быть в роке. Конечно, я себя не отделяю от мировой культуры, но у нас в стране все перевернуто с ног на голову. Считается, что у нас пара-тройка композиторов, несколько исполнителей и два с половиной национальных телеканала. Но ведь есть и исключения: группа «Ария» собирает полные стадионы и ни в каких телеэфирах не участвует никогда.

– Но это ведь контркультура?!

– Это не контркультура, это общая культура. Просто некие хамы заняли всю нишу полностью, вместо того чтобы поделить ее между всеми.

– Кого вы имеете в виду?

– Тех, кто руководит средствами массовой информации, – это люди без вкуса. Им все равно, чем торговать: крупой, оружием, наркотиками, людьми, нефтью. Бизнес. В итоге должен быть приход денежный. А какие средства и что происходит в процессе зарабатывания денег, не волнует абсолютно.

– «Моральный кодекс» – одна из немногих, если не единственная группа, которая может похвастать совместными выступлениями с Deep Purple, ZZ Top, Status Quo, Бьорк. Какие воспоминания остались от этих концертов?

– Непосредственного контакта со всеми этими артистами у нас не получилось, только с ZZ Top мы повыпивали чуть-чуть после концерта. И еще когда были на гастролях в Питере, играли в «Голливудских ночах», и туда привезли ужинать группу Deep Purple, и двое из них остались до конца и дослушали наш концерт. Нам это очень польстило, они такие искушенные в музыке, и им было не тяжело сидеть и слушать нашу. Нам было очень приятно.



Справка «НИ»

Сергей МАЗАЕВ родился 7 декабря 1959 года в Москве. Музыкой начал заниматься с 11 лет. После армии учился на экономическом факультете МГУ, однако диплома не получил. Был участником вокально-инструментальных ансамблей «Шаровая молния», «Здравствуй, песня», «Автограф». Придя в 1989 году в группу «Моральный кодекс», вокалист и саксофонист Мазаев через несколько лет стал лидером коллектива. Также пробовал себя в джазе, время от времени выступая с биг-бендом Игоря Бутмана в качестве саксофониста, кларнетиста и вокалиста. Как киноактер впервые появился на экране в эпизодической роли в фильме Сергея Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (музыкант в ресторане). Снимался в кинофильмах «Приключения Буратино», «Апрель», «Копейка».

"