Posted 8 августа 2004,, 20:00

Published 8 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Взгляд изнутри

Взгляд изнутри

8 августа 2004, 20:00
Картины Владимира Яковлева, украсившие тихие залы московского Центра современного искусства, не назовешь авангардом. Рассматривая изображения ярких экзотических цветов, трудно представить, что 20 лет назад за подобные работы художника могли упечь в психиатрическую клинику, а спустя десятилетие за те же цветы объявить г

Один из лидеров «подпольного» искусства советского времени, Владимир Яковлев ушел из жизни всего шесть лет назад. Долгие годы он провел в психиатрической больнице, к тому же последние тридцать лет был почти слеп. Это, однако, не мешало друзьям и коллекционерам считать его гением, стоящим выше, чем все современные зрячие живописцы. Официальное советское академическое искусство не признавало Яковлева. В 60-х ему не могли простить «буржуазно-формалистическую» технику пуантилизма – мазки-точки, из которых на полотне собирается цельный образ. Ту самую технику, которой пользовались, скажем, французы Сезанн или Синьяк (Яковлев называл такую манеру «техникой уколов»). В СССР яковлевские манеры многим кололи глаза. Его «точечные» пейзажи выглядели просто бунтарскими – хрупкие цветы и странные лица, собранные из крошечных мазков, бросали вызов мускулатуре рабочих и крестьян соцреализма.

Возможно, именно поэтому биография художника поражает трагизмом и безысходностью. Владимир Игоревич родился в 1934 году в семье известного пейзажиста, работал ретушером в издательстве «Искусство». Его работы не признавались, картины можно было увидеть только на «квартирных» выставках, организованных друзьями художника. В 1983 году Яковлев, давно страдавший психическим расстройством, окончательно поселился в психоневрологическом диспансере.

В 90-е годы Яковлев неожиданно оказался одним из самых модных и востребованных живописцев. Его яркие, сюрреалистические букеты были развешаны почти на всех стендах «Арт-Манежа». В Яковлеве видели и нон-конформиста, и в то же самое время художника глубоко лирического, у которого нет никакой советской чернухи. Тогда же ему стали подражать, появилось огромное количество подделок a la Яковлев.

Известно, что к 80-м годам живописец почти потерял зрение, но продолжал работать, создавая образы внутреннего видения. Это было не экспериментаторство в стиле Пикассо (как известно, Пикассо требовал выкалывать глаза художникам, как щеглам, чтобы они лучше пели), а единственный способ сохранить связь с реальностью. Две операции на глазах частично вернули художнику зрение, но не изменили живописной манеры.

Выставка в ГЦСИ, названная «Взгляд изнутри», представляет живописные, графические и скульптурные композиции, фотографии, документацию, видеопроекции. В программе вернисажа состоится презентация книги Геннадия Айги, посвященной Владимиру Яковлеву.

"