Posted 8 июля 2014,, 20:00

Published 8 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Причина смерти –расстрел

Причина смерти –расстрел

8 июля 2014, 20:00
В Невской куртине Петропавловской крепости развернута экспозиция «Следствие длиною в век», представляющая документальные свидетельства гибели последнего российского императора Николая II и его семьи. Выставка не ограничивается следственными материалами и собранными на месте злодеяния вещественными доказательствами. Изр

2 марта 1917 года император Николай II отрекся от российского престола. «Не желая расстаться с любимым Сыном нашим, – гласит документ, – мы передаем наследие наше Брату нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского». В экспозиции присутствует подлинный акт отречения с автографом министра Императорского Двора генерал-адъютанта Фредерикса. В витринах поодаль – дневник императора за 1917 год, открытый на записи от 3 марта: «Оказывается, Миша отрекся. Его манифест кончается четыреххвосткой для выборов через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились – лишь бы так продолжалось дальше». Иллюстрацией эпохи выступает черно-белый снимок, сделанный во время митинга на Марсовом поле в июне 1917-го: мужчины с суровыми лицами, в руках одного из них транспарант: «Николая кровавого в Петропавловскую крепость!». Вот только подлинно кровавые события ждут этих людей впереди…

Вместе с женой, сыном и дочерями царь находится под домашним арестом в Царском Селе. Если вглядеться в фотографии этого периода, возникает иллюзия, что прежняя жизнь продолжается. Вот великие княжны Татьяна и Анастасия везут в огород бочку с водой. Александра Федоровна занимается рукоделием на свежем воздухе, в один из майских вечеров она запишет: «Работали в саду. Я вышивала, как обычно». А вот пометка, сделанная рукой самого Николая в июне: «Днем спилили четыре сухих дерева за теннисом» и фотокарточка «в тему»: «Заготовка дров к зиме». Кого-то эти дрова согреют в свой срок, члены же императорской семьи отбудут 1 августа, согласно распоряжению Временного правительства, в Тобольск. До трагической развязки остается меньше года…

Осенью в России произошел октябрьский переворот: Временное правительство повержено, судьба опального императора и его близких оказывается в руках захвативших власть большевиков. Немой свидетель страшного времени – невзрачный пожелтевший листок – телеграмма Коломенского комитета РСДРП (большевиков) Петрограда в Совет Народных Комиссаров с требованием казни представителей дома Романовых от 4 марта 1918 года: «Коломенская организация большевиков единогласно постановила требовать с Совнаркома немедленного уничтожения всего и семейства и родственников бывшего царя…»

В конце апреля Николая с семьей перемещают в Екатеринбург, в дом Ипатьева. 9 мая о «статусе» Николая Романова высказывается на заседании Президиума ВЦИК его председатель Яков Свердлов: «…он является не кем иным, как нашим арестантом, арестантом советской власти». И продолжает: «У нас до сих пор не поднимался вопрос о дальнейшей судьбе Николая, и, вероятно, в ближайшее время нам придется поставить перед собой этот вопрос».

Фото: МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

…В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья последнего российского императора, состоявшие при ней трое слуг – повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп, а также врач Евгений Боткин будут расстреляны...

Выставка знакомит с ситуационной экспертизой расстрела и рассказывает о преступлении голосами его участников – в экспозиции представлены аудиозаписи их воспоминаний. Можно увидеть и личные вещи императорской семьи, находившиеся в Ипатьевском доме, – через две недели после расстрела в Екатеринбург вошли части Белой армии, – которые были сохранены и отправлены за границу. И целый комплекс следственных материалов (протоколы допросов свидетелей по делу, фотографии вещественных доказательств), скрупулезно собранных судебным следователем по особо важным делам при Омском окружном суде Николаем Алексеевичем Соколовым. В дальнейшем «дело» пополнится новыми документами, связанными не только с реконструкцией событий той трагической ночи, но и с поисками места захоронения останков Николая II, его родных и слуг, а также их идентификации.

Расследование, начатое летом 1918 года, будет завершено в 2011 году, о чем свидетельствуют три тома Постановления о прекращении уголовного дела № 18/123666–93 «По выяснению обстоятельств гибели членов Российского Императорского дома и лиц из их окружения в период 1918–1919 годов на Урале и в г. Петрограде».

"