Posted 8 июля 2004,, 20:00

Published 8 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Реанимация в реальном времени

Реанимация в реальном времени

8 июля 2004, 20:00
По слухам, новое руководство НТВ отправляет «Красную стрелу» на запасный путь, хотя в самой компании «Пилот-ТВ» пока ни о каком сворачивании работ не говорят. Поэтому будем надеяться, что наш репортаж со съемочной площадки не станет описанием того, как делалась последняя «Красная стрела» на канале НТВ.

В рабочей студии – просторной комнате с мониторами по углам – заканчиваются приготовления к оживлению телезвезд НТВ Хрюна Моржова и Степана Капусты. На мониторах эти мультперсонажи пока выглядят безжизненными манекенами. Сергей Лобанков в спецодежде, напоминающей костюм стратосферного летчика («Пилот-ТВ» все-таки!), смотрит на экран и говорит озабоченно: «Видишь, пальцы у меня не «схватились» на левой руке. Сейчас датчик поправлю». Поправляет, шевелит пальцами – Хрюн на мониторе, как приклеенный, повторяет его движения. «Ну что, готовы? – спрашивает компьютерный оператор Александр Козьяков. – Поехали!» И запускает фонограмму. Реанимация начинается!

В вагоне «Красной стрелы» идет жаркое обсуждение замены льгот на деньги. «Удивительная у нас власть, удивительная!» – проникновенно шепелявит заяц-интеллектуал. «А чего ты хотел?! – бодро хрюкает в ответ поросячий пролетарий. – Самых богатых прищучили, теперь, чтобы была социальная справедливость, решили прижать – хрю! – и самых бедных!»

Двое аниматоров (или реаниматоров?) одновременно работают над одним персонажем. Сейчас это Хрюн. Степан в кадре пока стоит мертво, как колода, только голос его слышен из динамиков – его «реанимируют» вторым. Сергей Лобанков по всему костюму облеплен датчиками, толстый пучок проводов из его спины уходит в таинственный черный ящик. Сергей совершает разнообразные телодвижения, согласуясь с репликами поросенка-грубияна: разводит руками, почесывает живот, крутит головой – Хрюн на мониторе послушно все это копирует. Второй аниматор, Борис Линников в спецперчатках (в них «заложены» эмоции: радость, гнев, возмущение, удивление) и с педалью под ногами обеспечивает мимику и артикуляцию мультяшного героя. Слаженность работы двух людей «внушаеть»: Хрюн на экране – как живой!

Единственный диссонанс: зубастая пасть поросенка «опаздывает», двигается в заметном несоответствии с произносимыми звуками. В перерыве Борис поясняет: «Текст мы с Сережей заранее обычно не читаем, смотрим только сценарий – так легче работать. Если знаешь текст, начинаешь двигаться быстрее, вместе с произносимыми фразами. А незнакомый диалог идет ровнее, со стабильным отставанием примерно 13 кадров в секунду». Потом, когда анимация персонажа закончена, ее просто «сдвигают» на 13 кадров вперед, синхронизируя изображение и звук. Если же одно движение губ Хрюна отстанет, скажем, на 12, а другое на 16 кадров – это становится видно. Тогда приходится переписывать кусок заново.

Сергей Лобанков и Борис Линников «оживляют» Хрюна и Степана по очереди.

«Стратосферный» костюм Сергея с датчиками «работает» в полутораметровом электромагнитном поле вокруг упомянутого черного ящика. Это устройство «считывает» перемещения датчиков в поле (технология в переводе на русский называется «захват движения»), просчитывает их, обрабатывает и переводит в компьютер, где все это потом прорисовывается и монтируется.

«Данная технология в той или иной форме появилась теперь и на других каналах, – говорит руководитель программы «Красная стрела» Владимир Неклюдов. – Но как мы – в режиме ежедневной программы – больше никто не работает. Были у нас в гостях французы, немцы, американцы, все искренне удивлялись и восхищались. Профессионалы понимают, что делать ежедневную десятиминутную анимационную программу – это дикий труд!»

Технология анимации в реальном времени пришла в Россию в 1997 году. Конечно, качество «Красной стрелы» похуже, чем у «Шрека», но «Шрек» делали аж три года, а тут – сутки на производство серии.

Вообще, в команду, производящую веселый телепродукт «Красная стрела», входят сплошь люди серьезные. Профессионалы. Технические специалисты с образованием МИФИ, МГУ (факультет высшей математики и кибернетики) следят за оборудованием, программным обеспечением. Умеют устранить любые неполадки. Художники программы – выпускники Суриковского училища. Движениями персонажей управляет Сергей Лобанков, постановщик пластики мюзикла «Норд-Ост» и ряда других успешных столичных спектаклей. Озвучивают персонажей актеры Алексей Колган, Александр Линьков и Константин Карасин. Группа «из четырех мрачных мужчин», как выразился руководитель программы, пишет сценарии.

…В соседней со съемочной площадкой комнате идет монтаж субботнего выпуска: в гостях Гарри Каспаров. Он говорит о том, что власть должна быть ответственной и компетентной, что… Впрочем, подробности задушевной беседы Хрюна и Степана с шахматным гением смотрите в эту субботу на канале НТВ.


Голос – за кадры

"