Posted 8 июня 2014,, 20:00

Published 8 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:10

Updated 8 марта, 04:10

Фанфары для звезды морей

Фанфары для звезды морей

8 июня 2014, 20:00
«Вечерня пресвятой девы Марии» Монтеверди была исполнена в Евангелическо-Лютеранском кафедральном соборе св. Петра и Павла в Москве. Российская премьера итальянского шедевра раннего барокко состоялась спустя 400 лет с момента создания.

«Вечерня» готовилась долго – чтобы организовать приезд солистов из Франции, Германии, Колумбии и Литвы, дополнить их нашими молодыми певцами из Московской консерватории, собрать аутентичный барочный оркестр и подготовить партитуру к исполнению, потребовался не один месяц. Но глава проекта, профессор старинной арфы, руководитель ансамбля The Harp Consort Эндрю Лоуренс-Кинг (на фото) не торопился. Британский специалист тщательно поработал вместе с единственным в России ансамблем старинных медных духовых инструментов Alta Capella (руководитель Иван Великанов). А во время концерта совмещал игру на барочной хроматической арфе с дирижерским руководством.

Для Монтеверди сочинение «Вечерни» стало своеобразным экзаменом – в 1610 году композитор представил партитуру тем, от кого зависело его назначение капельмейстером собора Святого Марка в Венеции. Опус начинается торжественными фанфарами, соединяя затем псалмы царя Давида с фрагментами Песни песней, победное ликование с камерной интимностью и чествуя Деву Марию как Ave maris Stella («звезда морей»). Тут важен текст, в котором, как пишет Лоуренс-Кинг, говорится о «попрании врагов, разбивании голов царям», прекрасной дочери Иерусалима, племенах Израиля и поющих осанну серафимах». Вечерня не только изумительно красива сама по себе. Она знаменует важную веху в истории музыки – переход от относительно «строгого» Ренессанса к витиеватой роскоши барокко, от церковной музыки – к светскому исполнению, от литургических песнопений – к опере. Вот это настроение «весны жанра», как и ощущение радости от долгожданной премьеры, точно сумели передать исполнители.

Начальная Токката у Монтеверди почти полностью цитирует музыку «Орфея» – его знаменитой оперы. Финал «Вечерни» – Magnificat с многократно повторяемым словом «глория» (слава), звучал как ожидаемое счастье, возникшее после двойных хоров с эффектом эха, взволнованных диалогов десяти певцов и переплетений средневекового григорианского хорала с ритмически переменчивыми фрагментами, о которых музыковеды пишут слова «джаз» и «свинг». На Западе месса Монтеверди исполняется так часто, что ее называют «мировым хитом барочной музыки». Наша публика могла не только переживать историческую значимость первой в России «Вечерни» и слушать, как звучат аутентичные музыкальные инструменты, но и любоваться их очертаниями, не всегда привычными. Взять хотя бы «корнетти», они же цинки (деревянные духовые инструменты XVII века, по конструкции и звучанию – смесь трубы с флейтой).

"