Posted 8 июня 2010,, 20:00

Published 8 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:04

Updated 8 марта, 07:04

Антишоу от Бутусова

Антишоу от Бутусова

8 июня 2010, 20:00
Основатель «Наутилуса Помпилиуса» и один из ключевых рок-музыкантов России продолжает эксперименты. В воскресенье в Камерном зале столичного Дома музыки он устроил творческий вечер: пел песни разных лет под акустическую гитару и отвечал на записки из зала. Для интраверта до мозга костей Бутусова этот эксперимент был да

Вячеслав Бутусов давно прослыл человеком замкнутым и немногословным. И сам же, в ходе творческого вечера, сказал, что ему проще выходить на сцену с группой. А одному держать внимание публики тяжело. Однако трудностей он не боится и уже не первый раз «уединяется» после роспуска «Наутилуса». Предыдущие опыты были совсем минималистическими: облаченный в черное Бутусов, гитара и табуретка. Примерно в таком антураже проходило и нынешнее антишоу, но теперь Вячеслав разбавляет гитарные песнопения спичами на заданные темы и даже иногда улыбается.

Сразу два вопроса были посвящены недавней почти скандальной встрече творческой интеллигенции с Владимиром Путиным в Питере. Бутусов, тоже присутствовавший на этом чаепитии с премьером, был явно не расположен к тому, чтобы изливать душу по этому вопросу. Но его позиция была в целом понятна: «Всех почему-то интересует не вопрос строительства клиники для больных лейкемией, а диалог Шевчука с Путиным. Все остальные вопросы отступили на задний план. Я сам был огорошен. Это, конечно, прискорбно. Комментировать это мне не хотелось бы».

Интересовал публику и вопрос о том, почему Бутусов все время выступает в черном. «Меня об этом спрашивают, даже если я в голубом, – посетовал Вячеслав. – Наверное, потому что я такой насупленный. Ближе к концу выступления я буду все светлее и светлее. И одежда моя тоже будет светлеть».

«Просветление» наступало широким фронтом: от впечатлений от участия в программе «Розыгрыш» («Я подозревал, что происходит что-то булгаковское») до рассказов о своих детях. На вопрос о Боге Бутусов сообщил, что в Бога верит. А еще – что «все как-то измельчало у нас, хочется чего-то настоящего, возвышенного, любви». Но, пожалуй, самой проникновенной получилась история о том, как к Бутусову явился во сне скончавшийся не так давно поэт Илья Кормильцев, написавший много песен для «Наутилуса». «Почему так получилось, что ты умер?» – спросил Бутусов. «Так надо», – ответил поэт. Сакральную обстановку в зале разрядил зазвонивший у кого-то из зрителей телефон. «Не удивлюсь, если это звонит Илья Валерьевич», – мрачно сказал Вячеслав и затянул песню: «Если ты хочешь, сделай белой мою тень...»

Что касается песнопений, с ними происходили удивительные метаморфозы: не будь у Бутусова имени и авторитета в музыкальном мире, с такой музыкальной подачей он вряд ли очаровал бы публику. «Все, что я нес, я не донес, значит, я ничего не принес» – строчки одной из песен, написанных еще в архитектурном институте в Свердловске, в монотонном исполнении слушать было странно. Как и «постнаутилусовские» вещицы. Иное дело – хиты. «Синоптики», «Крылья», «Прогулки по воде» – от этого «золотого фонда», напротив, ощущался эффект «погружения». Бутусов, словно экстрасенс (кстати, есть в нем что-то от Кашпировского), погружает каждого своего зрителя в нирвану, и для этого, как выясняется, даже особых музыкальных инструментов не требуется. Только голос и стихи. Правда, на «Синоптиках» маэстро сбивался, забывал и путал строчки, а позже объяснил это физиологическими процессами («Еще зубной врач мне советовал перед лечением что-нибудь покушать, чтобы слюноотделение было не таким сильным. Но перед концертом я не могу кушать – волнуюсь»).

Вообще, формат творческого вечера – простое человеческое общение между залом и артистом – то, чего сейчас явно не хватает в Москве. И, скорее всего, в ближайшие лет пять этот формат войдет в моду. С его помощью можно будет легко отделить зерна от плевел в российской культуре. Личностей от винтиков. Хотя бы потому, что на таких встречах невозможно не думать.

Отдельным культурным событием стала в воскресный вечер премьера клипа на песню «Дети минут». Это по-настоящему уникальная вещь: ее написали на стихи Виктора Цоя, обнаруженные у коллекционеров. Вокальную партию исполнил Бутусов. В былые времена такую песню распиарили бы. Но в 2010 году клип (в котором, кстати, нашлось место и самому Цою, в том числе кадрам, в которых он показывает неприличный жест проводнице) создавался исключительно на энтузиазме.

Перед финалом (на закуску по традиции было оставлено «Прощальное письмо») Вячеслав Бутусов пригласил всех в город Пушкин, что под Питером, где он проживает уже шесть лет. Приняв цветы, «просветленный человек в черном» быстро откланялся: «Надо еще успеть отметить день рождения Александра Сергеевича».

"