Posted 8 июня 2008,, 20:00

Published 8 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Семейные ценности в Сочи

Семейные ценности в Сочи

8 июня 2008, 20:00
В минувшую субботу в Сочи в девятнадцатый раз стартовал фестиваль российского кино «Кинотавр». Вопреки сложившейся традиции, на сей раз фильмом открытия стала конкурсная картина – серьезный и крепко сделанный фильм Александра Прошкина «Живи и помни» – экранизация повести Валентина Распутина. Такое радикальное изменение

Традиции, как известно, создаются для того, чтобы их нарушать. Но в данном случае, кажется, нарушение имело особый смысл, оно было продиктовано основной концепцией именно этого, девятнадцатого, киносмотра. Фильм Прошкина говорит о преемственности поколений, об ответственности страны за ее историю. Председатель попечительского совета «Кинотавра» Александр Роднянский и генеральный продюсер Игорь Толстунов объяснили, что две трети фильмов, отобранных в этом году, созданы молодыми режиссерами и будут бороться в конкурсе с работами мэтров. При этом фестиваль, так явно ориентированный на молодежь, посвящен столетию российского кино. Отцы и дети борются на одном ринге, и право на эту борьбу было ими завоевано в нелегком бою: директор программ «Кинотвра» Ситора Алиева и члены отборочной комиссии отсмотрели более 130 заявленных на конкурс фильмов и отобрали из них пятнадцать – почти что один к десяти, очень жесткая конкуренция!

Церемонию открытия фестиваля вели актеры Олеся Железняк и Петр Крылов, музыкальное сопровождение обеспечивали Петр Налич и его оркестр. Ведущим были придуманы амплуа. Олеся Железняк развеселила зрителей пояснением, что организаторам «нужна была актриса, которая бы что-то олицетворяла», и ее выбрали за имидж «молодой актрисы со средним образованием». Олеся продолжала церемонию с подчеркнутой робостью и застенчивостью, как то и приличествует молодой и среднеобразованной актрисе. Ее партнер, Петр Крылов, держался более уверенно и твердо, не признаваясь ни в своих кинематографических пристрастиях, ни в уровне интеллекта, создавая контраст стилю партнерши. В целом же церемония могла бы быть поизобретательнее и поинтересней.

Центральным и важнейшим моментом было вручение приза «Кинотавра» за вклад в кинематограф Алексею Юрьевичу Герману. Этому решению зал аплодировал единодушно, стоя. Приз вручал Алексей Петренко, поблагодаривший лауреата от имени всех актеров, которым этот режиссер дал возможность по-настоящему раскрыть и выразить себя в кинематографе. Алексей Юрьевич признался, что этот приз «Кинотавр» уже пытался вручить ему дважды, но он все отказывался, считая, что «зачем это», а вот теперь, на третий раз, – наконец сложилось.

Открытие завершилось достаточно внезапно – фрагментом из «Калины красной», где герой Шукшина признается героине Федосеевой в том, что он так давно не видел свою мать, что теперь, при встрече, одинокая старушка не признала в нем сына. Идея все та же – мы не должны забывать своих родителей ни в искусстве, ни в жизни, – идея абсолютно правильная, но повторенная за один вечер слишком много раз.

Фильм «Живи и помни» Александра Прошкина напоминает зрителю о том же. И хотя основное действие перенесенной на экран повести Распутина происходит в конце войны, но в эпилоге, двадцать лет спустя, опять возникает тема гибнущей русской деревни. История дезертира Андрея, сбежавшего с фронта из-за любви к своей жене Настене, тема пробуждения роковой страсти через нарушение запретов, рассказана авторами с почти нарочитой грубостью и прямотой. Это очень качественное традиционное кино, которому немного не хватает спонтанности. Зато оно сделано в традиции хорошей старой школы, с тщательно выстроенным кадром, с правильным монтажом, с прекрасной игрой актеров – Дарьи Мороз, Михаила Евланова, Сергея Маковецкого, Анны Михалковой. Основные в драматургическом отношении моменты фильма происходят на реке, имеющей в фильме явно метафорическое значение. На реке селятся крестьяне, она кормит даже в голодные годы, но она же и убивает – в ней тонет героиня, забеременевшая от мужа-дезертира, с которым она встречается тайно ото всех, осужденная деревней и семьей, изгнанная из дома. Река дает жизнь, но в то же время – это Лета, это Рубикон, это путь в царство мертвых.

Каково бы ни было отношение к фильму «Живи и помни» у разных зрителей, бесспорно, что Александр Прошкин сказал свое слово твердо и достойно. Теперь в Сочи будут смотреть других. И в первую очередь интересно, что нам покажут «дети».

"